Post Views:
60
Ushbu maqolada Turkistonni vatan tutgan afg‘on millatiga mansub vatandoshlarimiz to‘g‘risida so‘z yuritiladi
А Ф Г А Н Ц Ы
Термин “афганец” может иметь два значения: 1) житель, гражданин Афганистана (независимо от национальности); 2) представитель одной из ираноязычных национальностей, составляющий основное население Афганистана (мусульмане-сунниты), говорящий на афганском (пашто) языке, т. е. синоним слова “пуштун”. Афганистан— многоэтническое государство, на его территории проживают 20 этнических групп (помимо самой крупной из них — пуштун, живут хазарейцы — мусульмане-шииты, джимшиды, узбеки, таджики, туркмены, казахи, белуджи и др.). Название “афганцы”, происхождение которого не известно и самими представителями этноса не употреблявшееся, впервые встречается в письменных источниках Хв. , а с X I V B . используется для обозначения страны.
Афганцы в Узбекистане:
1926 г. — 1294
1979 г. — 826
1989 г. — 1655
Еще в II — I тыс. до н. э. народы Северного Афганистана и Южного Узбекистана входили в состав единой географической области Бактрия, а в первой половине I тыс. н. э. — в состав единого громадного государства Кушан, и имеют общие корни раннеземледельческой культуры от Сурхандарьи до Балха. И лишь со второй половины I тыс. до н. э. в связи с формированием мелких средневековых владений выделились в самостоятельные историко-культурные области, эпизодически объединяясь в общие крупные государства, включая державу Амира Темура и Темуридов.
Сохранились документальные памятники, свидетельствующие о том, что в Самарканде в XVI в. были рабыни-афганки.
Афганцы численностью более двух тысяч человек в 20—50-е гг. XVIII в. и позднее входили в состав войск Бухарского ханства, где были в основном стрелками и артиллеристами. Значительная волна эмигрантов из Афганистана, из-за междоусобной войны 60-х гг. XIX в. , хлынула в среднеазиатские ханства.
С 1868 г. афганцы постепенно начали проникать и в пределы Туркестанского генерал-губернаторства. Часть из них поселилась в Самарканде, где постепенно ассимилировалась с местным населением. В начале 70-х гг. XIX в. афганцы, хоть и в незначительном числе, уже проживали в Ташкенте. Причем количество их в главном городе Туркестанского края неизменно росло.
Еще в конце XIX — начале XX в. афганцы в городах Бухарского эмирата оставались пришлым, “непостоянным элементом”. Основная масса купцов-афганцев проживала в караван-сараях Бухары, занималась торговлей индийскими товарами (чай, индиго, кисея) и вывозила русские товары. Некоторые из них обзавелись здесь вторыми семьями, заимели свои дворы.
Ко второму десятилетию XX в. в Туркестане проживало 6—7 тыс. афганцев, хазарейцев, джимшидов, представителей других народностей и племен, прибывших из Афганистана (или через него).
Перед событиями 1917 г. отдельные выходцы из Афганистана получали образование в местных мусульманских, русско-туземных и даже в престижных новометодных школах. Более того, дети состоятельных афганцев занимались в русских начальных школах, гимназиях и подготовительных классах при них.
Несмотря на то что после 1917 г. миграционные процессы находились под жестким контролем советского государства, в годы гражданской войны из Афганистана на территорию Туркестана эмигрировало некоторое число афганцев.
В феврале 1918 г. из Афганистана в Бухару прибыли 2 тыс. добровольцев под командованием английских офицеров для борьбы с местными большевиками и младобухарцами. Вполне возможно, что не все они впоследствии вернулись на свою историческую родину, а оставшиеся быстро ассимилировались среди местного населения.
В начале 20-х гг., по сведениям А. Семенова, афганцы встречались только кое-где в равнинной Бухаре и в Самаркандской области. В историческом источнике “Таърих- и Салими” имеются сведения о пребывании во втором десятилетии прошлого века афганского посольства во главе с Мухаммад Вали-ханом в Ташкенте и Бухаре.
В 20—30- е гг. XX в. представители афганской национальности в Узбекистане традиционно занимались торговлей, а беднота — на подсобных работах. Несмотря на все принимавшиеся со стороны местных властей меры, афганцы отказывались идти на производство.
В этот период в Ташкенте действовал Афганский клуб, в котором царил национальный микроклимат, и взрослые могли эффективно обучать своих детей родному языку, обговаривать торговые сделки, обсуждать текущие проблемы общины.
В конце 20-х гг. прошлого века заметное скопление представителей различных афганских племен наблюдалось в приграничной полосе Узбекистана, связанное с советско-афганской экспедицией в Афганистан 1929 г.
Народы Афганистана имеют много общего в традициях, обычаях, национальном укладе жизни с народами сопредельных стран, в том числе и с Узбекистаном.
С 80-х гг. XX в. в Узбекистане постепенно сложилась относительно заметная диаспора афганцев-беженцев. Фактическое их количество не зарегистрировано. В их число входят лица, оставшиеся после получения высшего образования, создавшие здесь семьи, работающие в сфере обслуживания и другом мелком бизнесе.
Е. Г. Некрасова, Л. И. Жукова
Литература
Али-хан Аман. Миграция населения Узбекистана (1989—1998). Ташкент, 2000. С. 90.
Асланов М.Г. Афганистан // Народы Передней Азии / Под общ. ред. С. П. Толстова. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 53—106 .
Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент: Изд-во мед. л-ры им. Абу Али Ибн Сино, 1998 . С. 144—150.
Ахмедов Б. А. Тухфат ал-хани (ханский подарок)//Историко-географическая литератур а Средней Ази и XVI—XVII I вв. (Письменные памятники)/Отв. ред. У. И. Каримов. Ташкент: Фан, 1985. С. 114—120.
Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана. Работы по исторической географии и истории Ирана // Отв. ред. И. П. Петрушевский. М.: Наука, 1971. Т. 7. С. 94-96.
Бойко В. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистан 1929 года//Азия и Африка. 2001 . № 7. С. 31—37.
Кармышева Б. X. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана / Отв. ред. О.А.Сухарева. М.: Наука, 1976. С. 115.
Логашова Б. Р. Афганцы // Народы мира: историко-этнографический справочник /Гл. ред. Ю. В. Бромлей. М: Советская энциклопедия, 1988. С. 74—76 .
Меиендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару / Ред. Н. А. Халфин. Пер. с франц. Е. К. Бетгера. М.: Наука, 1975. С. 103.
Соколов А. Я. Из истории русско-афганских контактов конца 60-х — начала 70-х гг. XIX в. / Отв. ред. Ш. М. Шамухамедов // Научные труды ТашГУ. 1973. Вып. 456 . С. 115—127*
Сухарева О. А. Бухара. XIX — начало XX в. (Позднефеодальный город и его население). М.: Наука, 1966. С. 181 .
Она же. Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов). М.: Наука. 1970. С. 90.
Матвеев А. И. Зарубежные выходцы в Туркестане на пути к Великому Октябрю (1914 — октябрь 191 7 г.). Ташкент: Фан, 1977. С. 15 .
Мухаммеджанова Л. П. Общественно-политическая ситуация в Бухаре в начале XX века и развитие демократического движения: Автореф. дис, канд. ист. наук. Ташкент, 1999. С. 23 .
Семенов А. К проблеме национального размежевания Средней Азии//Народное хозяйство Средней Азии. 1924. № 2—3 . С. 39.
Этнический атлас Узбекистана. © Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.
https://shosh.uz/uz/o-zimizning-afg-onlar-etnicheskie-menshinstva-v-uzbekistana-afgantsyi/