Ташкент – центр взаимодействия цивилизации запада и востока (или “Немцы в Ташкенте”)


Post Views:
81

В мире существует около 200 государств и столько же столиц. История каждого государства и его столицы уникальна и неповторима. Государства и города Центральной Азии, появившиеся еще в начале первого тысячелетия до новой эры, всегда отличались высокой культурой, полиэтничностью, религиозной терпимостью, впитавшей в себя в далеком прошлом влияние различных цивилизаций. Свидетелем того являются Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, роль которых особенно усиливается со времен Восточного Ренессанса. Будучи центром развития ислама, духовности, культуры, образования, науки, они являлись связующим мостом между Востоком и Западом в системе общемировых интеграционных процессов.

Ташкент в сравнении с другими древними городами Средней Азии, которые до сих пор сохраняют неповторимый колорит средневековой цивилизации Востока, в большей степени подвергся европеизации. Этому способствовало, в первую очередь, завоевание региона Российской империей. С того периода Ташкент первоначально становится административным центром Туркестанской области в 1865-1867 гг., затем в 1867-1917 гг.– Туркестанского генерал-губернаторства (с 1896 г. Туркестанского края), в 1918-1924 гг. – столицей Туркестанской АССР, в 1930-1991 гг. – Узбекской ССР, а с 1991 г.– Республики Узбекистан.

С конца 1860-х годов началась реконструкция города: старые городские стены были снесены, построены новая крепость, арсенал, казармы, на выкупленной земле сооружен новый город европейского типа, где селились первыми семьи офицеров и чиновников царских учреждений, затем прибывали купцы, предприниматели, ремесленники, представители интеллигенции: ученые, врачи, учителя, юристы и другие служащие, позже крестьяне. Так, в конце 70-х годов XIX в. рядом с древним Ташкентом появляется «новый», или так называемый «русский» Ташкент. Проведение властями переселенческой политики, принятие Положения об управлении Туркестанским краем дало право русским и иностранным подданным беспрепятственно приезжать в Среднюю Азию и заниматься здесь различными видами деятельности. В связи с этим правом в Туркестан хлынул поток европейцев и азиатов, большинство которых поселялись в административном центре – Ташкенте. За короткий промежуток времени он становится одним из самых многолюдных городов Средней Азии. Если по данным 1868 г. в Ташкенте проживало чуть более 79 тыс. чел., из них более 2 тыс. в «новом» – городе[1], то по переписи 1897г. – уже 155,7 тыс., из них в «новом» – 20 тыс. чел.[2] Заметим, что в «новом», кроме европейцев, проживали и представители коренной национальности: местная интеллигенция. Среди европейцев преобладали славяне (русские, украинцы, белорусы), много было немцев, татар, евреев, меньше – поляков, финнов, греков, шведов, датчан. Каждый из этих народов, привнеся с собой свою культуру, обычаи, традиции, попав в иноэтничное пространство, пытался сохранить свою самобытность. Коренное население, сохраняя духовные истоки своих предков, традиции и обычаи, проживая, в основном, в «старом» городе, не испытывали интереса к лицам европейской национальности. Однако политика империи была направлена на русификацию как местного, так и европейского населения, внедрение в регионе русской культуры. Поэтому, несмотря на сопротивление местного населения, вопреки религиозным, этническим и бытовым предубеждениям, в Ташкенте шел процесс социального сближения и взаимодействия культур между коренным и пришлым европейским населением. Этому в значительной мере способствовало то, что важнейшие открытия и результаты всех научных исследований Средней Азии сосредотачивались и обрабатывались в Ташкенте. Это привело к становлению Ташкента, как научного центра взаимодействия цивилизации Запада и Востока.

В статье мы ставим перед собой следующую цель: на примере одной из диаспор Ташкента – немецкой показать ее многосторонний интерес к исследованию края, его богатого наследия, а также её участие в становлении Ташкента, как научного и культурного центра.

Заметим, что немцы, образовавшие диаспору в Узбекистане, были, в основном, подданными Российской империи, хотя среди них и были представители германских государств. Так, в 1869 г. в Ташкенте насчитывалось три прусских подданных и один саксонский[3], а в 1877 г. – 17 подданных германских государств, 5 прусских, два саксонских и пять австрийских[4]. По данным переписи 1897 г., немцев в Ташкенте было: 164 мужчин и 141 женщина. Они селились компактно по бывшей улице Гоголя и Наманганскому проспекту[5]. Вместе с военными и чиновниками сюда переселялись и их семьи. Целью переселения были служба в царской армии, работа в администрации, системе образования, науки, здравоохранения, в торговле и производственной сфере.

Первым Туркестанским генерал-губернатором был генерал-лейтенант К.П. фон Кауфман. В память о нем в 1913 г. в Ташкенте был воздвигнут памятник (скульптор Н.Г. Шлейфер), снятый в 1918 г. (ныне на этом месте стоит памятник Амиру Темуру). Главным помощником Кауфмана по организации управления Туркестаном и Ташкентом был правитель его канцелярии генерал-лейтенант К.П. Гейне. Разработанное при его участии «Положение об управлении краем» действовало почти без изменений на протяжении 20 лет, а улемы города приняли специальную фетву, в которой новая система управления была признана «соответствующей требованиям и духу мусульманской веры». Кроме К.П. фон Кауфмана, было еще три генерал-губернатора немца – Н.О. Розенбах (1884-1889), Флуг (1913-1914 ) и Ф.В.Мартсон (1914-1915 ), а среди помощников начальника города – А.И. Дейбнер (1873) и А.В. Фок (1896-1905). В 1878 г. в Ташкенте было введено Городовое положение, создана городская дума, в работе которой активно участвовали почетный гражданин, купец 2-й гильдии М.Р. Келлер и купец 2-й гильдии А.И. Розенфельд. Городской головой избран Д.И. Эссен. С 1907г. его заместителем избран И.И. Шнейвас. В городской управе служили А.А. Гитнер, И.И. Краузе, Ф.П. Лигер, Э.Э. Маргенрот, Г.М. Гейслер, B.C. Гейцельман.

Немцы уделяли большое внимание озеленению края, завозили семена лесных пород, создавали лесопитомники. В Ташкенте и его окрестностях старожилы помнят имена лесоводов и садоводов отца и сына Греберов, В. Гросса. Прекрасный сад при дворце князя Н.К. Романова с прямоугольной разбивкой аллей, засаженных российскими дубами, соснами, елями, липами и другими привозными деревьями, и кустарниками, был возведен И.И. Краузе.

Немалый вклад в создание генофонда европейских сортов фруктовых деревьев и винограда внес энтузиаст этого дела К. Зарринг. Им сооружена также первая плавающая электростанция на канале Боз-су. В 1906 г. было закончено строительство железной дороги Оренбург-Ташкент. Будучи первоклассным специалистом, первый начальник крупнейшей в Туркестане Ташкентской товарной станции Зарринг ввел чёткий распорядок в организацию железнодорожного сообщения, получив звание “Личный почетный гражданин”.

Ташкент очень скоро превратился в значительный культурный центр. Важнейшие научные учреждения России открыли здесь свои отделения. Первое время исследовательская работа в Туркестане велась, главным образом, научными учреждениями Петербурга и Москвы, но с конца XIX в. здесь, преимущественно в Ташкенте, стали создаваться научные организации. В частности, стали функционировать различные научные общества в области образования, науки, медицины, сельского хозяйства, культуры и т.п. Во всех этих научных организациях сотрудничали представители немецкой диаспоры Ташкента. Они не только принимали активное участие в деятельности этих учреждений, но многие из них были их инициаторами, либо руководителями. К примеру, в 1869 г. по инициативе К.П. фон Кауфмана, А.В. Каульбасса, А.Л. Куна, К.В. Струве (вице-председатель), Н.Б. Тейха было образовано Среднеазиатское научное общество[6]. По предложению К.П. фон Кауфмана в 1870 г. создана Туркестанская публичная библиотека, исполняющим должность заведующего в 1900 г. был А.И. Мердер.

В том же году Н.Б. Тейхом создана химическая лаборатория, в 1872 г. А.И. Вилькинсом – школа шелководства, а в 1873 г. – астрономическая обсерватория, заведующим которой был Вильд, помощником А.Ф. Шварц. По инициативе И.И. Краузе в Ташкенте в 1876 г. основан музей, куда он передал многие свои коллекции, а в 1910 г. основана энтомологическая станция.

Самым значительным и деятельным объединением городской интеллигенции, в том числе и немецкой, являлся Туркестанский отдел Русского географического общества, созданный в 1897 г. Очень скоро отдел трансформировался в центр разнообразных географических, геологических, зоологических и ботанических исследований Средней Азии. Из организованных им работ особенно важен был многотомный труд Аральской экспедиции (1900-1906), руководимой Л.С. Бергом. Экспедиция носила широкий комплексный характер и была выполнена на высоком для своего времени научном уровне[7].

Неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства Узбекистана внесло созданное в Ташкенте в 1885 г. Туркестанское общество сельского хозяйства, председателем которого, начиная с 1904 г., был P.P. Шредер. Многие его работы получили дипломы лауреатов и победителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Всего академиком Рихардом Шредером опубликовано 250 работ, он является автором сорта хлопчатника «Шредер» (№ 1306), который лег в основу многих современных сортов этой культуры, его именем было названо Научно-производственное объединение садоводства, виноградарства и виноделия[8].

В середине девяностых годов XIX в. оживляется работа по изучению истории Узбекистана. Выдающийся востоковед В.В. Бартольд заложил основу всей последующей работе по изучению древней и средневековой истории Узбекистана. Благодаря ему Ташкент становился своеобразной опорной базой российской ориенталистики. В.В. Бартольд неоднократно бывал в Ташкенте, изучал историю материальной культуры народов Средней Азии, дал толчок к изучению древних памятников. Он впервые использовал и обработал с исключительной полнотой местные первоисточники, особенно средневековые, был инициатором создания Туркестанского общества любителей археологии и старины (1895-1917). Членами кружка были произведены раскопки, главным образом, в Ташкенте. В.В. Бартольд являлся одним из организаторов Туркестанского университета, читал лекции на историкофилологическом факультете и в Ташкентском восточном институте.

Обширный регион Туркестана нуждался в развитии системы образования и науки. Созданная в 1879 г. учительская семинария имела большое значение для развития образования среди европейской части населения Туркестана. Среди других преподавателей семинарии определенную роль сыграли немцы Н.К. Бетгер, Я.Я. Лютш, Э.Н. Мюллер и др. Известным учебным заведением в этот период была Ташкентская гимназия, знаменитая своими педагогами. Это – Петер Биркенталь, преподаватель физики, член церковного Совета, Эдуард Фингер – преподаватель природоведения, Людвиг Майер, братья Энгельгард – преподаватели физической культуры, Эмилия Ботт – преподавательница немецкого языка. В учебных заведениях Ташкента преподавал не один десяток представителей немецкой диаспоры, некоторые из них работали в школах и вузах Ташкента и после октября 1917 г. Особо следует отметить преподавателя русского языка и литературы Евгения Бетгера, родившегося в 1887 г. в Ташкенте в семье провизора. Выпускник Гайдельбергского университета, историк и краеведориенталист, крупнейший библиограф, библиотековед, он был собирателем редких рукописей. В фонде этой библиотеки хранится редчайшая «Девятая немецкая Библия», напечатанная в ХV в. Будучи специалистом высокой квалификации, он оказал неоценимую помощь Государственной библиотеке им. Алишера Навои (бывшей Туркестанской библиотеке), и другим библиотекам республики в организации и каталогизации фондов, системы хранения и отыскания книг, рационального использования библиотечной площади. Значительна его роль и в подготовке национальных кадров библиотечных работников. Человек энциклопедических знаний и высокой культуры, Е.К. Бетгер отличался феноменальной библиографической памятью, был страстным любителем художественной литературы, театра и музыки, интересным собеседником[9].

Одним из организаторов системы высшего образования в Узбекистане в 20-е годы прошлого века был проректор первого в Средней Азии Ташкентского университета академик Александр Шмидт. С его именем также неразрывно связана история современной школы востоковедения в Средней Азии: он был ректором Института востоковедения (1920), деканом восточного факультета САГУ (1924), первым членом-корреспондентом АН СССР из Узбекистана (1925). Он являлся воспитателем плеяды талантливых ученых-востоковедов в регионе, разработчиком системы описания среднеазиатских восточных рукописей, создателем очага серьезного востоковедения, основанного на строго научных методах[10]. В этом же университете работал Лев Гентшке – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РУз, декан филологического, затем исторического факультетов, проректор университета, инициатор разработки методики проблемного обучения и комплексного применения технических средств обучения и т.д.[11] Эти традиции сохранились и по настоящее время. В Узбекистане сложилась целая плеяда известных деятелей науки и культуры немецкого происхождения: историки – доктор исторических наук, профессор В.Л. Гентшке (несмотря на то, что она переехала в Москву, она продолжает принимать активное участие в научной жизни республики), кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории Академии наук РУз В.А. Германов; доктор геологоминералогических наук Т.А. Сикстель; кандидат экономических наук В.А.Ивонин; биолог А.И. Гагельганс; врачи – кандидат медицинских наук М.Н. Бендингер, Г.Н. Гиммельфарб и др.

Подводя итог, отметим, что до завоевания территории Средней Азии ни Европа, ни Российская империя, в частности, не имели глубоко научного представления о Среднеазиатском регионе. Для досконального изучения богатого наследия и цивилизации Туркестанского края сюда были привлечены талантливые ученые, специалисты, многие из которых стояли у истоков организации в крае научных направлений и институтов. Заметим, что в отличие от властей, которые, прежде всего, соблюдали колониальные интересы метрополии, учёные ехали сюда в большинстве своём добровольно, бескорыстно, добросовестно трудились, вносили свою лепту в исследование края. Приятно отметить, что местная интеллигенция, ученые региона весьма толерантно относились к европейцам, занимающимся научными исследованиями, оказывали содействие в научных изысканиях, всячески поддерживали их. Более того, они совместно с ними трудились, творили, перенимая лучший опыт друг у друга. Своим трудом они внесли значительный вклад в развитие науки, образования, культуры в республике. И именно благодаря этим усилиям Запад узнал очень многое о цивилизации Востока, как и Восток о Западе.

В данной статье на примере представителей немецкой диаспоры Ташкента мы попытались проследить некоторые аспекты их участия в научной и общественной жизни Ташкента. Немцы, проживавшие в Ташкенте, были полностью обрусевшими, говорили и писали на русском языке, в отличие от сельских немцев, которые говорили на родном языке, не знали русского языка, строже сохраняли свои традиции и обычаи. Но, несмотря на это, немецкая диаспора в Ташкенте генетически сохранила в себе исконно традиционные черты своего народа: исполнительность, пунктуальность, трудолюбие, скрупулёзность и щепетильность в исследованиях. Особенно это заметно по трудам ученых – если они исследуют историю края, то делают это до мельчайших подробностей и не нужно других источников, так как автор их уже собрал, упорядочил и изложил так, что читателю становится всё понятно.

Укажем, что в данной статье из-за ограниченности объема мы назвали несколько десятков имен. Но даже приведённые нами примеры свидетельствуют о том, что почти во всех научных и общественных организациях, во всех сферах работали представители немецкого этноса, более того, они занимали высокие должности, были руководителями научных институтов, крупными учеными. Бесспорно, своим трудом, скрупулёзностью в исследованиях немцы Ташкента, как представители культуры западного мира, внесли определенную лепту во взаимодействие цивилизации Запада и Востока.

Д. Иноятова

Тошкент – Ғарб ва Шарқ цивилизацияларининг ўзаро алоқалар маркази

Мақолада Тошкентдаги немис диаспорасининг турли илмий ташкилотлардаги иштироки, уларнинг республика фан, таълим ва маданият соҳалари ривожига қўшган ҳиссалари мисоллар асосида ёритилган.

D. Inoyatova

Tashkent – the center of interaction of a civilization of the West and East

In article on an example of German Diaspora of Tashkent participation of Germans in the various scientific organizations and their contribution to development of a science, education, culture of republic of shown.

[1] Туркестанский сборник. Ташкент. Т. 28. С. 8, 9, 12

[2] См. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 86. Сырдарьинская область. С.56

[3] ЦГА РУз, ф. И-36, оп. 1, д. 497, л. 8

[4] Там же, д. 1343, л. 26-28

[5] См. Первая всеобщая перепись населения …

[6] Кнауэр Н.Х. Ташкент // Немцы России: Энциклопедия. М., 2006. Т. 3. С. 518

[7] История народов Узбекистана. Ташкент, 1947. Т. 2. С. 355

[8] Хроника событий. Биографические справки ученых. Ташкент, 1990. С.132

[9] Библиотековедение Узбекистана. Сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения Е.К.Бетгера. Ташкент, 1989

[10] Хроника событий. Биографические справки ученых. С. 132

[11] ЦГА РУз, ф.И-28-55, оп.. 1, д. 4, л. 7

Манба:

Тошкент шаҳрининг 2200 йиллик юбилейига бағишланган Халқаро илмий конференция материаллари
Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси, «Фан» нашриёти, 2009

https://shosh.uz/uz/tashkent-tsentr-vzaimodeystviya-tsivilizatsii-zapada-i-vostoka-ili-nemtsyi-v-tashkente/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x