Нозимжон Далибаев. Возрождение исламской цивилизации в Узбекистане: уроки прошлого и настоящего


Post Views:
106

Феноменом современного этапа общественного развития является возрождение и широкое распространение исламских ценностей. Подобные тенденции имеют место и в странах Центральной Азии, которые характеризуются многовековой историей исламской цивилизации. Обретение государственного суверенитета послужило началом нового этапа возрождения мусульманских ценностей в Центральноазиатских странах, и в частности, в Узбекистане.

Как известно, Узбекистан широко известен мировому сообществу теми культурным и интеллектуальным традиционными ценностями, которые во многом формировались под влиянием мусульманства.

На территории Центральной Азии ислам начал распространяться еще в период раннего средневековья. И по сегодняшний день в большинстве независимых стран бывшего Союза ислам выступает в качестве наиболее распространенной религии. К таким странам относятся республики Центральной Азии, Северного Кавказа, Закавказья, а также Татарстан, Башкортостан и некоторые субъекты Российской Федерации [Климович Л.И. Ислам. М.: «Наука», 1965. – с.3.].

Советская социалистическая государственность, которая является общим прошлым, во многом была навязана и была чужда населению стран нашего региона, поскольку не соответствовала его коренным нравственным, моральным и духовным ценностям.

Государственная система, управляемая из центра, была рассчитана на некоего манкурта, на человека, не помнящего ни своего рода и племени, ни истории своего народа, ни его традиций. Именно поэтому образовался такой большой разрыв между тем, что декларировалось в этой системе государственности, и тем, что было на самом деле. Человек, его материальные, духовные потребности занимали в этой системе одно из последних мест.

Верхушка правящей в бывшем СССР коммунистической партии рассматривала религиозные общины как своих конкурентов в борьбе за умы народов и на протяжении всей своей истории принимала самые жестокие меры для ущемления религии, уничтожения и подчинения оставшегося духовенства. Были репрессированы десятки тысяч священнослужителей ислама. Ликвидированы тысячи мечетей и сотни медресе, здания многих из которых представляли архитектурную и историческую ценность для нашего народа и цивилизованного человечества. В своей массе верующие до середины 1990-х годов не имели доступа к Корану. Религия искусственно превратилась в один из напряженных фронтов идеологической борьбы [Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: «Узбекистан», 1997. – с.22.].

По этим же причинам в бывших советских республиках Центральной Азии, где существовал запрет на исламское просвещение, не могло быть значительного числа высокообразованных исламских наставников. Зато процветали всевозможные суеверия, иногда реакционные, носители которых сегодня иногда выступают с претензией на высшую истину, навязывая ее всему населению, и право распоряжаться судьбами людей [Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: «Узбекистан», 1997. – с.22.].

Хотя при социалистическом режиме число культовых сооружений в Узбекистане резко сократилось (мечетей насчитывалось всего меньше сотни на всю огромную республику), исламская традиция продолжала быть важнейшей составной частью мировоззрения узбекского народа. Но в советский период истории властям удалось создать светскую систему правления, в которой ислам, наравне с другими религиями, не мог претендовать на политическое доминирование в обществе. Ислам в Узбекистане в этот период вполне довольствовался той ролью, которую ему отводили коммунистические власти.

Игнорировалось естественное стремление к росту национального самосознания. Запретными были многие священные национальные праздники – Навруз, Рамазан, Курбан Хайит и другие. Из памяти народа Узбекистана пытались стереть имена великих наших предков, которые несли знамя исламских наук на заре исламской цивилизации. Благодаря им Мавераннахр прожил свой золотой век среди цивилизации. И среди тех почтительных и уважаемых предков есть имена, которые распространились по всему миру. Это в частности, такие известные хадисоведы, теологи, богословы и видные деятели культуры как Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, Абу Абдулла аль-Хорезми, Ахмад бин Мухаммад аль-Фергани, Абу Райхан Беруни, Махмуд аз-Замахшари, Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам ат-Термизи, Абу Мансур Мотуриди, Бурханиддин Маргинани, Абдухалик Гиждувани и многие другие. Многие их научные труды и работы являются внушительным пластом узбекского исламоведения и имеют большое значение для мировой общественности.

В 1991 году после обретения Узбекистаном независимости перед страной открылись большие возможности в решении экономических, социальных, политических и многих других вопросов. Не осталась в стороне и религия.

С обретением независимости Узбекистан избрал путь возрождения и дальнейшего развития богатого культурного наследия. При этом особое внимание уделяется изучению богатого научно-культурного наследия, реставрации и благоустройству святых мест, связанных с именами знаменитых в исламском мире ученых-богословов. За годы независимости восстановлены имена, научные и культурные наследия таких великих богословов, как Имам Бухари, Имам Термизи, Имам Матуриди, Бурхануддин Маргинани.

При этом реставрировано множество мечетей и медресе такие, как «Масжиди Калон», «Шахи Зинда», «Кук Гумбаз» и т.п. Начиная с 1991 года и по сегодняшний день в Узбекистане, были широко отмечены юбилеи таких великих ученых, мыслителей, поэтов и государственных деятелей, как Имам Бухари, Имам Термизи, Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Абу Мансур Мотуриди, Бурханиддин Маргинани, Ахмад Фергани, Абдухалик Гиждувани, Амир Темур, Алишер Навои. Все эти и другие мероприятия достойно признаются и высоко оцениваются отечественной и международной общественностью.

И мы, являясь поколением этих великих предков, оставивших огромный след в истории человечества, не можем не остановиться на выделении некоторых из них. Одно из наиболее значимых мест среди ученых исламского мира, несомненно, занимает мухаддис (хадисовед) Имам Мухаммад аль-Бухари. Он вошел в историю тем, что на основе тщательного анализа и отбора составил сборник достоверных хадисов (высказывания и поступки) пророка Мухаммада (алайхиссалам). Его книга «Аль-Джами ас-Сахих» («Достоверный свод») признается в исламском мире самым достоверным и важным источником в этой области.

Всего у Имама аль-Бухари на составление «Аль-Джами ас-Сахих» ушло около шестнадцати лет. Он проверил 600 тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая 200 тысяч, записанных им у своих учителей и наставников. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь 7275 хадисов. Это свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной перед собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки [http://www.samarkandinfo.uz/holy/al-buhari.htm].

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению «Сахиха», послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными, включались и слабые хадисы. Он помнил слова своего шейха Исхака бин Рахавайхи, который говорил: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов посланника Аллаха». Эти слова запали в душу Имам аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему «Сахиху». Вот уже двенадцать веков, как эта книга, освещая лучами благородства сердца людей, призывает их на праведный и благородный путь [http://www.samarkandinfo.uz/holy/al-buhari.htm].

Хазрат Имам аль-Бухари – это гордость не только узбекского народа, но и всего мусульманского мира. Жизнь этой святой личности в прямом смысле является примером научного и человеческого героизма, несгибаемой воли, символом негасимой убежденности.

Не так давно наша страна отметила 1225 летний юбилей этого великого ученого. На этот юбилей со всех концов мира съехались лидеры многих стран, ученые, теологи, богословы, факихы и т.д. В каждом докладе было отмечено о высокой роли Имама аль-Бухари в истории исламской цивилизации, и докладчики выражали благодарность Республике Узбекистан за то, что она смогла уберечь и открыть миру славу этого ученого. В связи с этим была отреставрирована мечеть и гробница Имама аль-Бухари, которая находится в Самаркандском вилаяте в Челекском тумане. Этот величественный комплекс также является одной из самых значимых святынь ислама и каждый год, паломники Узбекистана, перед отправлением в хадж обязательно совершают визит к этому месту поклонения. Кроме того, мусульмане зарубежных стран считают гробницу Имама аль-Бухари одним из обязательных мест поклонения при посещении Узбекистана.

Подтверждением особой роли Узбекистана в истории исламской цивилизации, в частности его столицы, служит то, что Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), являющаяся одной из структур Организации Исламской Конференции, объявила Ташкент «Столицей исламской культуры в 2007 году.

Это событие вызвало большой интерес в самой республике и за ее пределами. В связи с этим, в республике начался годичный марафон научно-практических, культурных и духовно-просветительские мероприятий, посвященных этому значимому событию.

Объявление Ташкента столицей исламской культуры является событием большого историко-культурного и политического значения, и что город действительно заслуживает этого признания, чему можно привести множество доказательств. Ташкент – древний город, который всегда играл важную роль в истории региона. Здесь в период средневековья жили такие знаменитые личности, как Мухаммад Шаши (Х в.), Ходжа Аламбардор (Х в.), Шейх Хаванди Тахур (ХIII в.), Ходжа Ахрар (XV в.) и др. Были построены замечательные мусульманские архитектурные ансамбли, которые сохранились и по сей день [Мукминова Р.Г., Филанович М.И. Ташкент на перекрестке истории (очерки древней и средневековой истории города). – Т.: «Фан», 2001. – с. 4-5.].

В настоящее время в Узбекистане функционирует более 2000 мечетей, свыше 10 высших и средне-специальных учебных заведений. Уникальный Фонд восточных рукописей Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан и древнейший манускрипт «Коран Усмана», включенные ЮНЕСКО в «Список памятников мирового значения» также хранятся в Ташкенте.

Столица независимого Узбекистана поражает посетителей со всех концов мира величественными зданиями медресе и мечетей, библиотеками с богатейшими фондами древних рукописей, музеями, где хранятся образцы творений великих мастеров, ученых и зодчих эпохи исламского ренессанса.

В Узбекистане функционируют Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари, Ташкентский исламский университет, созданный по инициативе Президента Узбекистана Ислама Каримова в сентябре 1999 года, медресе Кукальдош, в Бухаре медресе Мир Араб. Эти учебные заведения готовят теологов-богословов, религиоведов, специалистов исламского права и источниковедов, международной экономики и информатики. Ташкентский исламский университет является местом проведения многих международных конференций, семинаров и «круглых столов» на актуальные темы религии и политики, толерантности и сохранения мира и стабильности в современном обществе.

При выборе кандидатуры Ташкента ISESCO приняла во внимание, прежде всего, политику руководства республики, направленную на возрождение культурных и духовных ценностей узбекского народа, а также предпринимаемые правительством Узбекистана меры по защите и бережному сохранению памятников исламской цивилизации. Данный выбор ISESCO объясняется также тем, что богатая история и культура одного из древнейших городов Азии – Ташкента, столицы Узбекистана, – занимают особое место в истории мировой цивилизации.

Нельзя не отметить и то что, в Узбекистане в качестве приоритета государственной политики провозглашено возрождение мусульманских ценностей и достижений исламской цивилизации, что проявляется во всемерной поддержке восстановления богатого культурного и духовного наследия. Мы стремимся построить государство, основанное на демократии, которая при этом должна гармонично сочетаться с коренными нравственными устоями нашего народа.

В частности, Указами Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова были объявлены официальными религиозные праздники Курбан-хаит и Рамазан-хаит, а более чем 50 тысячам узбекистанцев за годы независимости оказана государственная поддержка в совершении паломничества в святые места Мекки и Медины. В целом же, ежегодно порядка 5 тысяч наших соотечественников совершают паломничество в святые места исламской религии.

Более того, сотнями тысяч экземпляров издаются официальные религиозные издания. Нельзя оставить без внимания и то, что в Узбекистане на регулярной основе печатаются журнал “Хидоят” и газета “Ислом нури”, по радио и телевидению транслируются передачи на религиозные темы.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что Республика Узбекистан как суверенное демократическое государство в первые годы независимости наметило и в большей степени реализовало в вопросе возрождения исламской цивилизации комплекс мер по возрождению традиционных исламских ценностей, что наиболее ярко отразилось в восстановлении памятников исламской культуры, традиций и обрядов, архитектурных ценностей и того интеллектуального потенциала, который во многом определял развитие мировой цивилизации того времени.

Сам факт устойчивого, на протяжении тысячелетий, существования религии, в том числе и ислама, свидетельствует о том, что она имеет глубокие корни в человеческой природе, выполняет целый ряд присущих ей функций. Религия, являясь прежде всего сферой духовной жизни общества, группы, индивида, впитала в себя, отразила общечеловеческие нормы нравственности, превратила их в общеобязательные правила поведения, оказала существенное влияние на культуру, способствовала и способствует преодолению изолированности человека, его отчуждения от других людей.

И что особенно важно, религия (у нас есть основания утверждать это на примере ислама – религии наших отцов и дедов), укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в преодолении жизненных испытаний, проблем и невзгод, способствовала, а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и духовных ценностей. Именно поэтому религия является надежной спутницей человека, частью его жизни.

Таким образом, созданы необходимые предпосылки органичного восприятия современных ценностей исламской культуры. Имеет место активный культурный взаимообмен между Узбекистаном и странами мусульманского мира. Узбекистан стремится к восприятию и передаче современных мультинациональных ценностей, в числе которых особое место занимают достижения исламской цивилизации.

Исламские культурные ценности и традиции, то огромное духовное наследие, оставленное мировым исламом, во многом определяют не только вклад в историческое развитие нашего региона, но и ныне формирующийся его качественно новый облик. Народ Узбекистана за то, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию. Мы верим в то, что ислам будет всегда оставаться источником, служащим во имя наших благородных стремлений, источником безграничной силы, которая будет способствовать нам в наших благородных делах.

Далибаев Нозимжон (в 2007 г. преподаватель Ташкентского государственного института востоковедения)

Материалы Международной конференции «Исламская цивилизация в Центральной Азии».
Астана, 4-7 сентября 2007 г.

https://shosh.uz/uz/nozimjon-dalibaev-vozrojdenie-islamskoy-tsivilizatsii-v-uzbekistane-uroki-proshlogi-i-nastoyashhego-2/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x