Народы Узбекистана. Греки


Post Views:
21

Самоназвание — эллинес. Народ, основное население Греции и Кипра. Язык — греческий (новогреческий), составляет отдельную группу индоевропейской семьи. Верующие — в основном православные.

Греки в Узбекистане:

1926 г. — 347
1979 г. — 14 025
1989 г. — 10 453

Греки-политэмигранты:

1949 г. — 12 000
2000 г. — 10 000

О пребывании эллинов на земле древнего Туркестана свидетельствуют письменные источники греческих историков, а достоверность их сведений подтверждают памятники материальной культуры, полученные в результате археологических открытий тепе и городищ.

Согласно античным источникам, в период правления ахеменидского царя Ксеркса I (486—465 гг. до н. э.) из малоазиатского города Милета в нынешние южные районы Узбекистана были переселены жрецы Аполлона — бронхиды. Здесь они основали свой город. 150 лет пребывания греческой группы населения в данной местности привело к почти полному стиранию рамок этнической обособленности. Бронхиды говорили уже на смеси греческого языка с местным. Узбекистанские ученые Э. В. Ртвеладзе и А. С. Сагдуллаев склонны отождествлять этот город с руинами городища Талашкантепе в Сурхандарьинской области.

Но если поселение бронхидов носило локальный характер, то поход Александра Македонского в IV в. до н. э. способствовал переброске в Среднюю Азию на длительное время нескольких тысяч эллинов.

Весной 329 г. до н. э. Александр, считавший себя законным наследником Ахеменидов и царем Азии, вторгся в Бактрию. В Согдиане ему пришлось столкнуться с отчаянным сопротивлением свободолюбивого народа. Лишь в 327 г. ценой больших усилий удалось усмирить согдийцев.

Греки возглавляют все стратегически важные посты в стране. Александр идет на контакт с покоренным народом: вводит ряд местных обычаев при своем дворе, включает согдийцев в состав армии. В целях сближения со знатью покоренной страны Александр Македонский предлагает руку и сердце дочери одного из местных властителей Оксиарта — Роксане. Их общий сын Александр должен был стать наследником престола. Его примеру следуют 80 высших военачальников. Сыграли свадьбы с азиатскими девушками и 10 тыс. рядовых воинов.

Это был хорошо продуманный ход: своим поступком Александр начал реализовывать идею создания единого народа — “персо-греков” — через смешение разнообразных племен и этнических групп созданной им огромной империи.

Вместе с войсками в Согд пришли беженцы из разрушенных городов, различный люд, обслуживавший нужды армии, дети греко-македонцев от согдийских, бактрийских и персидских женщин. Позднее сюда хлынули тысячи греческих торговцев и ремесленников в надежде найти хороший заработок. Большинство их осело в новых городах.

В 323 г. до н. э. Александр Македонский внезапно умер. Погибла и его идея мирового господства.

Целых три столетия после этого местное искусство было сильно подвержено греческому влиянию в градостроительстве, в монументальной и массовой архитектуре, искусстве, денежном обращении. Государственное делопроизводство велось на греческом языке. Но потенциал культуры покоренных народов был настолько высок, что пришлый люд, несмотря на его значительное количество, растворился в коренном населении.

Завоевательные походы Александра Македонского внесли свою лепту в культурное развитие покоренных народов. По мнению ученых, именно в Бактрии в большей степени, чем где-либо, воплотились заветные мечты талантливого полководца древнего мира — взаимообогащение культур пришлых и местных народов привело к своего рода синтезу цивилизаций Востока и Запада.

В Сурхандарье в настоящее время исследуется археологический памятник Кампыр-тепе (первые века до н.э.), который академик Э. В. Ртвеладзе охарактеризовал как руины древнего поселения на месте переправы через Оке, носящем греческое название Пардагви, Пандахейон (греч. — гостиница). Военное поселение — катойкия, основанное по велению эллинских правителей Бактрии, должно было защищать важнейший отрезок магистральной дороги в Бактрию.

По словам академика М. Е. Массона, в Самарканде в эпоху Темура и Темуридов “легко было натолкнуться на армян, греков”. В городской топонимике бытовало наименование “улица христиан”.

В XVIII в. среди бухарских землевладельцев, обладающих целыми селениями, был и купец Николай Григорьев, грек по происхождению, проживший в Бухаре много лет. В последнее десятилетие XVIII в. Бухарский эмират посетил Новопатрасский митрополит грек Хрисанф, возможно, с миссионерскими целями.

В Туркестане греки, российские и иностранные подданные, появились в последней четверти XIX в. Здесь они занимались ремеслом, торговлей и предпринимательством. Некоторые из них заметно в этом преуспели, особенно греки-купцы, собственники пекарен и т.п. В богатом торговом городе Коканде сохранились два роскошных особняка (1904), принадлежавшие братьям Мандалаки — владельцам крупнейшего в Ферганской долине гренажного завода, построенного в 1899 г. По их просьбе, архитектор спроектировал ансамбль в древнегреческом стиле. Ныне эти дома взяты под охрану государства как памятники архитектуры. Гренажный завод в Новом Маргилане также принадлежал греческому предпринимателю Евтихиди.

В начале XX в. греческая диаспора в Туркестане насчитывала от 600 до 1 000 чел. Наиболее обеспеченно греки жили в Ташкенте. В Самарканде — в основном разного рода мелкие служащие и чистильщики сапог. К 1925 г. в этом городе проживало 43 чел. греческой национальности, в Катта-кургане — 9.

В среде туркестанских эллинов имелась и небольшая прослойка интеллигенции — выходцы из буржуазных кругов. Ее представители регулярно участвовали в общественно-политической жизни Туркестана и благотворительных мероприятиях.

В Ташкенте в сентябре 1917 г. была открыта специализированная школа имени Платона, в которой большой упор делался на глубокое изучение языка, географии и истории Греции. В преподавательском составе — Ч. А. Авраманти, М. Д. Прпандопуло, X. Д. Попандопуло.

В конце 1917 г. греки — российские, греческие и турецкие подданные, проживавшие в Ташкенте, независимо от социального статуса объединились в общину. В правление вошли: X. С. Шахбазиди (председатель), М. Д. Попандопуло (зам. председателя), К. Ригас (казначей), И. П. Сарианиди (секретарь), А. Холматиди, Ч. А. Триандафилиди и др. В тот же год местная греческая община влилась в состав только что возникшего Всероссийского союза эллинов, правление которого находилось в Ростове-на-Дону, и поставила перед собой цель привлечь в свои ряды всех соотечественников.

Газета “Жизнь национальностей” от 13 августа 1921 г. писала, что характерными чертами греческого народа являются трудолюбие, хозяйственность, бережливость, предприимчивость. Еще одна черта греков — это тяга к знаниям. Повсюду, если имелись хотя бы скудные средства, открывались школы.

В 1922 г. был создан Союз оказания помощи греческим гражданам, проживающим в Туркестанской республике. Цель его создания — “доставление средств и улучшение материального и нравственного состояния бедных греческих граждан, проживающих в Ташкенте и Ташкентском уезде, без различия пола, возраста, звания, состояния и вероисповедания”, а также “распространение в среде греческих граждан книг нравственного содержания, ознакомление с декретами и обязательными постановлениями путем перевода таковых на греческий язык, доставление неимущим средств для возвращения на родину”. У ташкентской общины эллинов имелся свой рабочий клуб в центре города, занимавший часть здания бывшей гостиницы “Националь”.

В 1942—1943 гг. прошла первая волна вынужденного массового переселения российских греков из Причерноморья и Крыма в Среднюю Азию и Казахстан. В Узбекистане их расселяли в Самарканде, Коканде, Андижане и Фергане. Вторая волна, более крупная, — в июле 1949 г. Греков изгоняли из Сухуми, Поти, Батуми, Краснодара и других городов и сел Причерноморья.

В самом конце 40-х гг. гражданская война в Греции завершилась массовой миграцией греков в Советский Союз. Политических эмигрантов приняли южные территории бывшего Союза, в частности Узбекистан: почти 12 тыс. этнических греков были размещены в Ташкенте, Чирчике и Янгиюле. Специально для них построили 14 жилых городков (впоследствии у местного населения получивших название “греческих”), как правило, недалеко от тех предприятий, на которых предстояло работать.

Буквально с первых дней пребывания греков в Узбекистане стала выходить греческая газета “Прос ти Ники” (“К победе”), в 1959 г. переименованная в “Неос Дромос” (“Новый путь”).

В средних школах открылись греческие классы. Бывшие партизаны, в подавляющем большинстве своем крестьяне с начальным, а порой и без какого-либо образования, люди разного возраста — от 20 до 50 лет — садились за школьные парты и овладевали элементарными знаниями. Необходимо отметить, что большинство греков очень быстро освоили узбекский язык, что значительно облегчило трудности перехода к новым жизненным условиям.

К началу 1954 г. более 10 тыс. из них были трудоустроены. Работал греческий театр и танцевальный ансамбль “Бузуки”, кружки национальной художественной самодеятельности. Приезжали с концертами известные мастера искусств Греции. Ташкентский завод грампластинок выпускал массовым тиражом записи популярных греческих песен, мелодий.

К середине 60-х гг. в Узбекистане образовалось уже 5000 греческих семей, из которых 2 000 являлись смешанными. Верующие греки для удовлетворения религиозных нужд — крещения, венчания — посещали молитвенные дома понтийских греков (в Чимкенте) или русские православные церкви.

В 1956 г. началось освоение Голодной степи. В осуществлений этих работ участвовали 1 200 греков. Свой вклад они внесли и в восстановление Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 г. Греки славились как отличные столяры, краснодеревщики и строители, главным образом отделочники.

Образовательный уровень второго и третьего поколений греков заметно вырос. Среди них было много учителей, врачей, инженеров-строителей, квалифицированных каменщиков. К концу 80-х гг. защитились свыше 100 кандидатов и 7 докторов наук. Наиболее известные деятели науки и культуры Узбекистана греческого происхождения в области: сельского хозяйства — Т. Самуладас, Н. Бакурас, В. Бадрас, П. Барьетас и др.; техники — Д. Ваяс, Т. Евагелу; химии — А. Гераникаки, С. Ятрудакис; биологии — К. Паганяс; медицины — Т. Пападопулос, Г. Иоанидис, П. Петрос, X. Дамкас; экономики — М. Малиос; юриспруденции — А. Карадзас, К. Тимиоянис, В. Иконому; архитектуры — Н. Кодзайманис; археологии — К. Качурис, М. Пачос, О. Папахристу; истории и философии — Д. Цимбулидис, Н. Янну, С. Зорбалас, М. Жега, А. Куцукалис, Г. Кирьякидис, К. Михайлидис, Д. Спатис, Д. Сарлис, Д. Цибукидис, Д. Касурас, Т. Мантзукас, А. Папатеодору, Н. Папастергиу; керамист Н. Феодоридис, филолог П. Гонзополос, журналист К. Сафафидис, искусствовед Д. Янгос, кинооператор Н. Эфтимовски; заслуженный мастер спорта, любимец футбольных болельщиков — игрок “Пахтакора” Василис Хадзипанакис.

Широко известны имена геолога, лаурета Государственной премии К. А. Сарианиди; археолога, доктора исторических наук В. И. Сарианиди; графика И. Д. Кириакиди, создателя целой школы современных живописцев Узбекистана Яниса Салпинкиди.

В 70-е гг., после падения режима “черных полковников” в Греции, начался процесс возврата на родину греков последней волны эмиграции. К середине 90-х гг. большинство греков-политэмигрантов вместе со своими семьями вернулись на этническую родину.

Л.И. Жукова

Литература

Греки: Вечный скиталец // Депортированные в Казахстан народы. Алматы, 1998. С. 307—312.

Добровольский О., СарафидисК. Под чинарами дружбы. Ташкент, 1969. С. 20. Жукова Л. Встреча с эллинами в Голодной степи // Общественное мнение. Права человека. 1999. №3—4. С. 31—34.

История древнего мира. М., 1989. С. 288—302.

Лааариди М., Караханиди К. Греки//Под небом Кыргызстана. Фрунзе, 1991. С. 198—203.

Матвеев А. М. Зарубежные выходцы в Туркестане на пути к Великому Октябрю. Ташкент, 1977. С. 15—24.

Он же. Из истории европейских выходцев в Туркестане после Февральской революции // Научные труды ТашГУ. 1976. Вып. 422. С. 62.

Ртвеладзе Э. Кампыр-тепа. Структура. Периодизация//Материалы Тохаристанской экспедиции. Ташкент, 2000. С. 16—17.

Он же. Миграции народов в Средней Азии // Общественное мнение. Права чело века. 2001. №1. С. 51—57.

Ставиский Б. Я. Между Памиром и Каспием. М., 1966. С. 81—83.

Чехович О. Д. К истории Узбекистана в XV111 в. // Труды Института востоковедения АН УзССР. Ташкент, 1954. Вып. 3. С. 59.

Янис Салпинкиди и его школа//Альбом. Живопись, графика, скульптура. Ташкент, 2001.

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

https://shosh.uz/uz/narodyi-uzbekistana-greki-2/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x