Post Views:
2
При движении в северные владения использовалась дорога, служившая традиционной трассой передвижения кочевников. Она начиналась из долины Нураты, крупного пункта предгорий в северной Бухаре, и далее шла в пустыню Кызылкумы. Переходы здесь часто были двойные. В 60 км от Нураты, то есть в двойном переходе, зафиксировано поселение Лявлякантепе. Это специальная крепость прямоугольной формы, окруженная стеной с башнями по углам. В центре её – ещё одна постройка, с двойными стенами и внутренней галереей, по плану напоминающая караван-сарайрабат. По подъёмному материалу памятник датируется Х-ХII вв. Около него – пересохшее ныне пресноводное озеро.
В 26 км к северу от него в поселке Аяккудук на вершине горной гряды – укрепление Кургантепе, на краю которого стоит древний колодец. Это также караван сарай внутри крепости, вдоль стен его с одной стороны сохранились ящики-кормушки для лошадей. С другой стороны, – кухоннохозяйственный комплекс.
Двор вокруг помещения также окружен стеной и, вероятно, использовался для разгрузки и временного хранения товаров и ночевки вьючных животных. Судя по материалам, караван-сарай использовался с VIIVIII вв. н.э. и позже до XIII в.
В 34 км к северо-западу от него в местности Шарикты в естественной котловине, защищенной каменистой грядой высотой 25-30 м, стоял колодец, вдоль которого встречаются разбитые гончарные сосуды VII-XII вв. н.э.
В 45 км северо-западнее от него имеется еще один пункт остановки – это крепость Кургантепе в поселке Тамды. Далее по старым картам фиксируются колодцы: Бешбулак, Кокпатас, Юзбулак. Трасса шла в низовье древних русел Сырдарьи, в равнинные обширные земли, в которых известны джетыасарские укрепления земледельческо-скотоводческих племен и далее в кочевья Приаралья, и в скотоводческо-земледельческие районы Южного Приаралья. На южном же участке путь от Нураты шел не только на югозапад в Бухару, но и на восток. Путь этот огибал с севера Нуратинские, а затем Мальгузарские горы, шел на юго-восток в сторону Фариша.
Здесь в предгорной части отмечается несколько крепостей, среди которых следует отметить рабат Кызылга, от которого далее шла серия укрепленных пунктов – остановок, из которых исследователями выделены караван – сараи Каратепе 1 (Кумтепе) Х-ХII вв., Узункудук и самый крупный – Кальтепе размерми 86 х 82 м. Раскопки последнего выявили центральный дворик и серию восточных помещений – худжр для отдыха караванов. Близ него (в 30 и 800 м) имеются две сардобы.
Отсюда путь поворачивал на северо-восток, где также был выявлен небольшой караван-сарай Новаили (Немцева, 1989, с. 40-46; 1983, с. 537). Трасса эта вела к Сырдарье, причем, вероятно, имела несколько направлений, так как здесь можно было пересечь реку через переправу Кошарал, где нами были выявлены остатки средневекового городища Утурликтепе (Буряков и др., 1974, с. 498). Трасса вела на Бинкет и Испиджаб. Вторая более северная переправа через Гардару вела в Чач и Сайрам. Она была более древней и стационарной, так как на её берегу были открыты остатки крупной античной крепости Актобе-2. (Максимова и др., 1968, с. 11-79). И, наконец, через древний Сюткенд путь отсюда шел на Сайрам или севернее – на Отрар.
Вероятно, этим путем в нач. ХIII в. двигались основные отряды Чингизхана, шедшие от Отрара степной трассой севернее Нуратинского хребта и, неожиданно для обороняющихся, появившиеся перед Бухарой.
Буряков Ю.Ф.
https://shosh.uz/uz/torgovyie-trassyi-maverannahra-v-sisteme-velikogo-shelkovogo-puti-kyizyilkum-2/