Музыкально-литературная композиция З.Чернышевой по сказке А.Пушкина и опере Н.Римского-Корсакова Читают К.Ростовцева, Л.Пашкова, А.Грибов, В.Хохряков, В.Тихонов Фрагменты из оперы в исполнении солистов, хора и оркестра Большого театра СССР Дирижер В.Неб
—
В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844 — 1908 гг.). Щедро одаренный от природы, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем…»
В 1861 году молодой морской офицер Римский-Корсаков знакомится с музыкантами из «Балакиревского кружка» Ц. Кюи, М. Балакиревым, М. Мусоргским — горячими пропагандистами русской народной музыки, большими почитателями пушкинской поэзии, смелыми продолжателями глинковских традиций. Ба-лакиревцы, которых известный критик В. Стасов окрестил «могучей кучкой», сыграли решающую роль не только в музыкальном развитии, но и в формировании мировоззрения композитора. Главным же наставником Н. А. Римского-Корсакова во все времена был народ. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».
В 1862 году Н. А. Римский-Корсаков, закончив Морской корпус, совершает кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее… Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром становится опера-сказка. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» — вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков отдал щедрую дань своей любви к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу.
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения А. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращаешийся к произведениям великого поэта, откликнулся на юбилейные торжества кантатой «Песнь о вещем Олеге» и оперой «Сказка о царе Салтане». Композитора привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный…
Народную сказку «О царе Салтане» А. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы Михайловской ссылки. «Что за прелесть эти сказки! — восторженно писал поэт в одном из писем. — Каждая есть поэма». В 1831 году три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, А. Пушкин обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: «О балде», «О мертвой царевне», «О царе Салтане».
Ярка и жизнерадостна, как пестрый народный лубок, «Сказка о царе Салтане». Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал своему детищу привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
И вот, спустя многие годы после создания поэтического «Салтана», Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, решает пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В «Летописи моей музыкальной жизни» имеется краткая, но красноречивая запись: «…в лето 1899 весь «Салтан» был сочинен».
В октябре 1900 года «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, топко передавший сказочную атмосферу оперы…
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица», —
Говорит одна девица…
Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства… Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же… Черные завистливые мысли не дают покою злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе — задумывают они извести добрую царицу.
Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами проходят причудливой вереницей, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей с присвисточкой золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди… Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, еще более подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рис?6? Musical and literary composition by Z. Chernyshevoy based on the tale by A. Pushkin and the opera by N. Rimsky-Korsakov. K. Rostovtsev, L. Pashkova, A. Gribov, V. Khokhryakov, V. Tikhonov are read. Fragments from an opera performed by the soloists, the choir and the orchestra of the Big USSR Theater Conductor V.Neb
—
In the pleiad of remarkable composers of the last century, Nikolai Andreevich Rimsky-Korsakov (1844-1908) had a prominent place. Generously gifted by nature, he soon felt a musical vocation. The first serious attempts to compose music relate to the time Rimsky-Korsakov stayed in the Marine Corps, when he, by his own admission, «sat for hours at the piano …»
In 1861, a young naval officer Rimsky-Korsakov met with musicians from the Balakirev Circle, Ts. Cui, M. Balakirev, M. Mussorgsky, hot propagandists of Russian folk music, great admirers of Pushkin’s poetry, and bold followers of Glinkov’s traditions. Ba-Lakirevtsy, whom the well-known critic V. Stasov dubbed “the mighty handful,” played a decisive role not only in musical development, but also in shaping the composer’s worldview. But the main mentor N. A. Rimsky-Korsakov at all times was the people. In the “Chronicle of my musical life,” the composer wrote: “I listened to the voices of folk art and nature and took the sung and prompted by them as the basis of my creativity.”
In 1862, N. A. Rimsky-Korsakov, having completed the Marine Corps, made a round-the-world voyage on the Almaz sailboat. For nearly three years, the composer was surrounded by the sea, then calm, barely rippled, menacing and furiously raging … Fantastic pictures of the angry water element, as well as the bright colors of tropical countries struck Rimsky-Korsakov. The magical beauty of the midday lands, where real life is closely intertwined with a fairy tale, later found its bright reflection in the composer’s opera and symphonic works. His favorite genre is the opera-tale. “The Snow Maiden”, “The Tale of Tsar Saltan”, “Kashchei the Immortal”, “The Golden Cockerel” — this is not a complete list of works by the composer-storyteller, in which Rimsky-Korsakov paid a generous tribute to his love for the Russian fairy tale, to folk music, to bizarre and bright fiction.
In 1899, Russia celebrated the centenary of the birth of A. Pushkin. Rimsky-Korsakov, who had previously turned to the works of the great poet, responded to the jubilee celebrations with the cantata “The Song of the Oleg Thing” and the opera “The Tale of Tsar Saltan”. The composer was attracted by the extraordinary «magic» of the fairy tale, the abundance of miracles and, of course, Pushkin’s verse itself, surprisingly melodious, juicy …
A. Pushkin first heard the folk tale «About Tsar Saltan» from the nurse Arina Rodionovna in the years of Mikhailovskaya exile. “What a beauty these fairy tales! — enthusiastically wrote a poet in one of the letters. “Each is a poem.” In 1831, three of the seven fairy tales collected and recorded in Mikhailovsky, A. Pushkin processed, creating his own wonderful fairy tale poems: “About the ballad”, “About the dead princess”, “About Tsar Saltan”.
Bright and cheerful, as motley popular splint, «The Tale of Tsar Saltan». Emphasizing its deeply popular character, Pushkin gave his brainchild a floridly lush name familiar to the folk literature of those years: «The Tale of Tsar Saltan, of his son, the glorious and powerful Prince Gvidon Saltanovich, and of the beautiful Princess Swans.»
And now, many years after the creation of the poetic “Saltan”, Rimsky-Korsakov, enchanted by the whimsically fantastic visions of the Gvidon principality, decides to retell the wonderful Pushkin fairy tale in the language of music. In the “Chronicle of my musical life” there is a brief, but eloquent record: “… in the summer of 1899, the entire“ Saltan ”was composed.”
In October 1900, The Tale of Tsar Saltan was staged in Moscow on the stage of S. Mamontov’s private opera; the scenery for it was written by the famous romantic painter M. Vrubel, who used the topko to convey the fabulous atmosphere of the opera …
Three maidens by the window
Hid late in the evening.
“If I were a queen”, —
Says one girl …
Endless, like threads of yarn, the sisters talk. Outside the windows of the girl’s luminaries, watchtowers shrouded in golden drowsiness and carved flowers of the churches of the Saltan kingdom can be seen … The beauty around is ineffable. To live in peace and harmony in the world, yes no … Black envious thoughts do not give rest to evil sisters and svaty Baba Babarikha — they are thinking of lime to a good queen.
One after another, as if floating out of a misty haze, in front of us pass a bizarre string, after the appearance of the island of Buyan with the marvelous city of Lollipop, fabulous paintings of the opera. Together with the overseas shipwrights, we marvel at three wonderful wonders: a squirrel gnawing gold nuts with a whistle, a squad of Uncle Chernomor and, finally, the beauty of the Swan Princess … For each of these wonders, the composer finds special musical colors that further emphasize the fantastic nature of what is happening . The music of Rimsky-Korsakov is imaginative and deeply expressive. She is poetic and tender when rice? 6?
Читать текст песни Сказки Пушкина — Сказка о царе Салтане