Шамсиддинхан Бабаханов – ученый, богослов, дипломат

Шамсиддинхан родился в Ташкенте в семье известных религиозных деятелей Бабахановых. Он окончил среднюю школу № 28 и в 1955 году поступил в Ташкентский институт иностранных языков на факультет английского языка. Учился на «отлично», после окончания института его оставили в аспирантуре. В 1961 году поступает в аспирантуру Института востоковедения Академии наук ССС в Москве. Там он увлекается арабской филологией, начинает изучение арабского языка. В 1962 году он совмещает учебу в аспирантуре с работой во вновь образованном Отделе международных связей мусульманских организаций СССР и вскоре его направляют в каирский университет «Аль-Азхар» для учебы и совершенствования арабского языка. В 1966 году он возвращается в Москву, где продолжает учебу в аспирантуре и работу в Отделе. В июне 1973 года он успешно защищает диссертацию на тему «Категория двойственных чисел в арабском языке», и решением Высшей аттестационной комиссии ему присваивается ученая степень кандидата филологических наук.

За период работы в Отделе международных связей мусульманских организаций СССР он становится одним из верных помощников Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана в деле установления и развития международных связей с единоверцами из зарубежных стран, принимает активное участие в приемах, беседах и сопровождает зарубежных гостей по стране. Неоднократно выезжал в зарубежные командировки в составе делегации мусульманских организаций для участия в работе международных, религиозных форумов и ознакомления с жизнью единоверцев. Таким образом он устанавливает и развивает личные контакты с религиозными и общественными деятелями из других стран.

Общение и дружба с крупнейшими востоковедами и лингвистами России оставили неизгладимый след в его жизни. Он многому научился у своих учителей в Москве и всегда с признательностью вспоминал о них. Вскоре он стал известен и в научных кругах столичных ученых.

В 1974 году Шамсиддинхана переводят на работу в Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари на должность проректора. В 1975 году его утверждают ректором института. Именно в этот период проявились его большие организаторские способности. Вместе с отцом он проявляет особую заботу о подготовке квалифицированных кадров религиозных служителей. Масштабность его мышления позволила и дальше развиваться институту, значительно укрепить его материально-техническую и научную базу. В институт были привлечены лучшие преподаватели из числа богословов, востоковедов и лингвистов, которые формировали у студентов подлинные исламские ценности. Работая в институте, он продолжает устанавливать и развивать тесные связи с исламскими образовательными и исследовательскими центрами и организациями разных стран. И в этом ему помогает прекрасное знание арабского, английского, русского, фарси и узбекского языков, научные изыскания в области исторического и культурного наследия исламской цивилизации. Особое внимание он уделял издательской деятельности, выпуску учебных пособий для студентов исламских учебных заведений. Он лично изучал и переводил научные труды зарубежных и среднеазиатских ученых и богословов, написал ряд книг, публикаций, посвященных миротворчеству – борьбе мусульман вместе со всеми людьми доброй воли за мир, дружбу, сотрудничество народов, за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Именно в эти годы исламский научный мир признал доктора Шамсиддинхана Бабаханова как большого ученого и религиозного деятеля.

В октябре 1982 года в Ташкенте на Курултае мусульман с участием делегаций четырех мусульманских организаций страны Шамсиддинхан Бабаханов единогласно избирается председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана с присвоением высокого сана муфтия пяти республик и одновременно возглавляет Отдел мусульманских организаций СССР по международным связям.

Его энергичная и целеустремленная деятельность на этих постах способствовала дальнейшему повышению авторитета САДУМ в деле религиозной и миротворческой активности, сплочения рядов мусульман на основе идеалов мира, добрососедства и дружбы между народами.

Он, как и его покойный отец, был инициатором проведения международных исламских конференций в Баку, Москве, Ташкенте. Он входил в организационный комитет важных международных конференций и был их участником. В своих многочисленных выступлениях он страстно призывал всех соблюдать чистоту Ислама, укреплять мир и дружбу между народами, бороться против религиозного экстремизма и терроризма. Во время агрессии США против Ливии передал ноту протеста мусульманских организаций СССР в посольство США в Москве.

Шамсиддинхан был талантливым организатором. При нем было много сделано по реставрации памятников и мечетей, благоустройству территорий, изданию мусульманской литературы. В 1985 году он возглавил Совет по изданию Священного Корана. Когда жители махалли «Хазрати Имам» испытывали затруднения с питьевой водой, по его инициативе была построена водонапорная башня, которая решила эту проблему. Под его руководством в Ташкенте построено новое здание типографии САДУМ, значительно увеличился библиотечный фонд.

Ярким свидетельством высокого авторитета и признанием заслуг является его избрание членом ряда всемирных, международных и республиканских организаций, таких как Всемирный совет мира, Всемирный верховный совет по мечетям, Комитет солидарности стран Азии и Африки, Советский и Узбекский комитеты защиты мира, Советский и Узбекский фонды мира. В 1985 году его избирают действительным членом Королевской академии Иордании.

За просветительскую деятельность доктор Шамсиддинхан Бабаханов удостоен Международной премии имени Абу Али Ибн Сины. За вклад в укрепление мира и дружбы между народами награжден орденом СССР Дружбы народов. Он удостоен также многих почетных и памятных наград ряда стран.

Вместе с тем деятельность Шамсиддинхана Бабаханова проходила в очень сложный перестроечный период. Несмотря на всю противоречивость того времени, он сумел сделать очень много, исходя из сложившихся обстоятельств, а иногда вопреки им. Высказанные по делу критические замечания Бабаханова об излишней опеке САДУМ со стороны Отдела по делам религий страны не встретили понимания чиновников, более того, вызвали недовольство и охлаждение отношений, что в конечном счете привело к конфликтной ситуации. Данной ситуацией пытались воспользоваться определенные противоборствующие силы, стремящиеся к власти. Оценив происходящее, во избежание возможных трагических волнений и кровопролития между мусульманами Шамсиддинхан Бабаханов поступил как мудрый религиозный деятель, последовав указаниям Пророка: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение к Исламу» (Бухари), предпочел подать в отставку в феврале 1989 года.

После ухода из САДУМ доктор Шамсиддинхан Бабаханов продолжает работать старшим научным сотрудником Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни АН Узбекистана. Там его творческая деятельность нашла свое воплощение в научных трудах, статьях и публикациях, изданных как в Узбекистане, так и за рубежом. Большой знаток теории и практики Ислама, он объединил результаты своих многочисленных научных трудов и исследований, в которых были проанализированы труды ученых-богословов и востоковедов, а также отражены сведения о возрождении Ислама в странах Востока, Средней Азии и Казахстана.

Доктор Шамсиддинхан очень любил искусство и литературу, обладал большим интеллектом, тонким чувством юмора и, несомненно, личным обаянием. Все это помогало в его дальнейшем творчестве. Его отличала широта кругозора и стремление строить хорошие отношения с поэтами, писателями, деятелями искусства. Это была насущная потребность его души и доброжелательной натуры, готовой щедро поделиться с талантливыми людьми блеском своего незаурядного ума, озарений души, богатым знанием Корана и хадисов. Он поддерживал дружеские отношения с выдающимся поэтом ХХ века Расулом Гамзатовым, с известным журналистом-востоковедом Фаридом Мустафовичем Сейфуль-Мулюковым, с драматургом и искусствоведом, автором романа «Жизнь Ибн Сины» Людмилой Солдадзе, академиками Бурибой Ахмедовым и Негматуллой Ибрагимовым, профессором Убайдуллой Уватовым и многими другими. Он мог вести долгие дискуссии с учеными и философами, писателями и художниками, работниками искусства и спорта, друзьями и родственниками. У всех, кому посчастливилось беседовать с ним, было единодушное мнение – каждый пополнял багаж своих знаний и получал моральное удовлетворение. Помогали ему в общении с людьми его глубокие познания литературы Востока и Запада, поэзии гения мировой литературы Алишера Навои. Он знал наизусть много стихов Навои и призывал своих учеников, коллег и друзей любить поэзию, где в стихах выражается мудрость, человечность и красота. Как актуален этот призыв и сегодня, когда у многих молодых имамов багаж знаний ограничивается лишь выученными сурами Корана и хадисов, чего явно недостаточно для завоевания умов и сердец сегодняшнего умного, грамотного и начитанного молодого поколения мусульман. Особенно Шамсиддинхану нравилось следующее стихотворение Алишера Навои:

Я хочу, чтоб был счастливым и богатым мой народ,

Не вино мне достается, кровь из ран моих течет.

Кто лишь удовольствий хочет, тот не стоит ничего –

Он в зависимость к другому непременно попадет.

Лучше гордым и способным выпить самый горький яд,

Чем из пиалы безволья пить, хоть и сладкий, мед.

Разве лучше сто красавиц? Разве краше их цветник?

Счастлив тот, кто с милой вместе в бедном шалаше живет.

Сердцем ты не предавайся упоительным пирам.

Привыкай к ночам страданья в хижине своих забот.

Птице хорошо на воле, радуясь, поет она.

Птица в клетке золоченой зерен рабства не клюет.

Лучше щедрым быть и телом собственным кормить собак,

Чем, от скупости жирея, жить, не ведая хлопот.

По дороге к высшей цели ты не мчался на коне.

Вместе с нищим-горемыкой нищета его умрет.

Навои, печальна старость для несчастного того,

Кто в дни юности беспечной жизнь порочную ведет.

При авторстве и участии Шамсиддинхана Бабаханова изданы:

Коран (30 глав, перевод на узбекский язык);

«Известные толкователи хадисов»;

фихристы рукописей учения Накшбандйа;

«Основы мусульманства»;

«Сунмас Зие» («Неугасающий свет»);

«Великие мухаддисы о мире и дружбе между народами;

имам Исмаил аль-Бухори «Жемчужина нравственности»;

«Ислам и мусульмане в Стране Советов»;

«Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан»: на русском языке – 1999 г., на узбекском языке – 2001 г.;

«1001 фетва»;

«Каталог источников и пособий об Амире Темуре и темуридах, хранящиеся в библиотеках Египта» (эта библиографическая книга  была подготовлена Шамсиддинханом Бабахановым совместно с Насруллой Мубоширом ат-Тарози, узбеком по национальности, выходцем из Туркестана, гражданином АРЕ, профессором университетов «Аль-Азхар» и «Айн аш-Шамс», сыном видного исламского ученого богослова Абу Насра Мубошира, зятем бухарского эмира Олимхона, и опубликована в 1996 году в Египте).

В дальнейшем Шамсиддинхан Бабаханов собрал факты из жизни наиболее известных и почитаемых теологов прошлого – имамов аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, ад-Дареми, которые в свое время комментировали хадисы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, касательно вопросов мира, терпимости, развития дружеских и добрососедских отношений между народами. На основе проделанной работы была опубликована книга «Великие мухаддисы о мире и дружбе между народами». Эта книга была посвящена памяти отца – в честь 90-летия со дня рождения муфтия Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана.

Особой мечтой Ш. Бабаханова было написание фундаментальной книги о жизни и деятельности выдающихся ученых-богословов, религиозных деятелей ХХ века муфтиев Эшона Бабахана и Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана. Несколько лет он собирал материалы, связанные с многогранной деятельностью дедушки и отца. Он просил написать воспоминания тех исламских деятелей, которым довелось общаться и участвовать с ними в миротворческих акциях. В результате его исследований в 1999 году на русском языке, а в 2001 году – на узбекском появилась книга «Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан». Это были самые счастливые дни в его жизни. Он был рад дарить эти книги своим родным, близким и коллегам. Этот поистине научный труд об истории рода, о жизни и деятельности Эшона Бабахана и Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана является памятником самому доктору Шамсиддинхану поставленным при жизни. Книга актуальна и сегодня, она характеризует Ислам как созидательную религию, пропагандирующую мир, веротерпимость и справедливость, имеет воспитательное значение. Эта книга может быть эффективно противопоставлена отдельным идеологам воинствующего Ислама, искаженно, в духе фанатизма проповедующим идеи джихада и насильственного установления исламских форм государственного правления.

В семейном архиве Бабахановых сохранилось письмо читательницы Т. Х. Тураминовой от 12.02.2000 года. По национальности она казашка, возраст 50 лет, образование высшее техническое. Вот некоторые выдержки из этого письма: «Начав читать книгу Ш. Бабаханова “Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан” из простого любопытства, я была поражена многогранностью талантов, которые перешли от отца к сыну, а по форме и содержанию повествования и к автору этой книги, вопреки законам генетики. Лишний раз убедилась, что основой для гармоничного развития личности, приобщения к религии, высокой культуры формирования этических и нравственных принципов является семья! Чувствуется большая любовь и гордость автора за причастность к великим деятелям нашей эпохи; язык повествования событий очень ярок, эмоционален и выдержан в почитании тех идеалов, которые были священны для муфтия Эшона Бабахана».

Академия Королевства Иордании в 1989 году направило на имя Шамсиддинхана Бабаханова в САДУМ приглашение для участия в ежегодном заседании научного совета, однако это приглашение ему не было передано. Вместо него был направлен один из функционеров САДУМ. Гостю в очень вежливой форме дали понять, что они в следующий раз хотели бы видеть действительного члена академии доктора Шамсиддинхана Бабаханова.

На следующее приглашение академии в Иорданию поехал он сам. Шамсиддинхан был принят на самом высоком уровне Его Высочеством королем Иордании Хусейном Вторым. Во время встречи Ш. Бабаханову было сказано, что им прекрасно известны причины его отставки, вместе с тем они заявили, что мусульманский мир высоко ценит заслуги династии муфтиев Бабахановых в деле сохранения и распространения Ислама в СССР. Впредь академия всегда будет рада видеть в его лице достойного продолжателя династии – верных просветителей Ислама. За вклад в исламскую науку, культуру и просветительство, укрепление дружбы между народами руководство академии подарило ему автомобиль.

После распада СССР в каждой независимой республике отношения к религиям и религиозным служителям изменились в позитивную сторону. Вчерашние ученики муфтиев Бабахановых сегодня достойно продолжают их благородное дело. Все они заново возрождают духовно-нравственные основы мусульманского общества. В 1992 году САДУМ было упразднено. Образовались самостоятельные духовные управления мусульман в каждой из пяти республик среднеазиатского региона. Новым председателем Духовного управления мусульман Мавераннахра был избран Мухторжон Абдуллаев, работавший ранее директором бухарского исламского медресе «Мири Араб».

С целью восстановления и укрепления международных связей Духовного управления мусульман Мавераннахра с мусульманскими странами в 1993 году действительного члена Академии Королевства Иордании доктора Шамсиддинхана Бабаханова пригласили занять должность заместителя председателя ДУММ.

В первые годы независимости, когда Узбекистан начал устанавливать дипломатические отношения со странами мира, Шамсиддинхан Бабаханов как ученый-богослов, имеющий большой опыт международной работы, был направлен на дипломатическую работу. С 1994-го по 2001 год он работал чрезвычайным и полномочным послом Республики Узбекистан в Арабской Республике Египет, Королевстве Саудовской Аравии, а также по совместительству в Алжире, Бахрейне, Кувейте и Иордании. Верительные грамоты посла Республики Узбекистан Шамсиддинхана Бабаханова в этих странах с большими почестями принимали главы государств.

В связи с завершением миссии чрезвычайного и полномочного посла Республики Узбекистан в Арабской Республике Египет вице-премьер этой страны доктор Ю. Вали, а также министр иностранных дел АРЕ А. Муи дали высокую оценку деятельности Шамсиддинхана Бабаханова. Они отметили, что деятельность первого посла Узбекистана в Египте была связана со сложнейшей задачей по открытию, формированию и становлению посольства, с которой он успешно справился, что он внес большой личный вклад в дело установления и развития двухсторонних дружественных и экономических отношений. МИД АРЕ наградило его Почетной грамотой.

Безупречная дипломатическая деятельность посла Узбекистана была высоко оценена и в Королевстве Саудовской Аравии.

Главы и религиозные лидеры этих стран с большим уважением и почтением относились и теперь продолжают также относиться к светлой памяти трех муфтиев из рода Бабахановых. Они по сей день считают, что три поколения муфтиев в тяжелых для религии условиях, в стране с коммунистической идеологией и воинствующим атеизмом проводили мудрую стратегию по восстановлению религиозных чувств мусульман и таким образом возродили и сохранили веру в Ислам. По мнению авторитетных религиозных лидеров многих арабских и исламских стран, велика заслуга муфтиев Бабахановых в развитии и распространении Ислама в ХХ веке.

В ранге посла, а также советника Министерства иностранных дел независимого Узбекистана Шамсиддинхан Бабаханов внес весомый вклад в историю международных отношений и дипломатии республики.

За свою недолгую, но очень насыщенную жизнь Шамсиддинхан сумел сделать много из того, на что ему было отпущено Богом таланта. Он ушел из жизни в возрасте 66 лет в апреле 2003 года. Тысячи ташкентцев и представители дипломатического корпуса посольств арабских и исламских стран пришли на площадь «Хазрати Имам» и в медресе «Баракхон», чтобы проводить в последний путь Шамсиддинхана Бабаханова. Он похоронен в родовом склепе на кладбище «Гойиб-ота» в Ташкенте рядом с прадедом Абдулмажидханом Ишаном.

Встречи с главами государств, религиозными и общественными деятелями

Общепризнанной является выдающаяся заслуга муфтиев Бабахановых, выражающаяся в помощи государству в установлении межгосударственных контактов, дипломатических и дружеских отношений с рядом арабских стран Ближнего Востока и исламских государств в Юго-Восточной Азии. В этих странах в силу радикального отличия идеологических, религиозных установок, предубеждений, тенденциозности мышления не допускали до приезда к ним Бабахановых обстоятельного общения, дискуссии, обмена мнениями и мысли о межгосударственных контактах с атеистическим государством, уничтожившим священную религию Ислам. Муфтии Бабахановы доводили до их сведения объективное положение мусульман в Советском Союзе. Своей ученостью, высокой культурой, энциклопедическими знаниями и присущим им благородством людей, принадлежащих к древнему роду, берущему свое начало с 780 года, убеждали их в необходимости и полезности установления дипломатических, экономических отношений, культурных и духовных связей между государствами и народами. Народная дипломатия в исполнении муфтиев срабатывала всегда эффективно. Признанием их заслуг является награждение их орденами и медалями СССР и ряда зарубежных стран. Другой важной стороной были многочисленные приезды в СССР, в том числе в Узбекистан и другие республики с мусульманским населением, глав государств, руководителей международных и национальных религиозных и общественных организаций. Благодаря этим визитам, как правило, укреплялась материальная база существующих мечетей и медресе, принимались меры к реконструкции и восстановлению памятников исламской цивилизации. Об этом свидетельствуют в своих воспоминаниях бывший секретарь ЦК КПСС, курировавший восточную политику Советского Союза, уважаемый Нуруддин Акрамович Мухитдинов и другие известные дипломаты и ученые-востоковеды. В их числе известный российский дипломат Вениамин Викторович Попов, уважаемый советский и азербайджанский дипломат Эльдар Гулямович Кулиев, прекрасный дипломат и журналист-международник Фарид Сейфуль-Мулюков. В мемуарах Н. А. Мухитдинова «Река времени» содержится рассказ об официальном визите в 1957 году президента Индонезии доктора Сукарно в Советский Союз и посещении им Узбекистана. По просьбе матери президент Сукарно настойчиво попросил включить в программу пребывания в стране посещение могилы имама Исмаила аль-Бухари, глубоко почитаемого ученого во всем исламском мире, в том числе в Индонезии, Малайзии и других исламских государствах Юго-Восточной Азии. Благодаря этому визиту мечеть под Самаркандом, на территории которой был похоронен имам аль-Бухари, длительное время использовавшаяся как склад, была возвращена САДУМ.

За период своей деятельности с 1943-го по 1989 год три муфтия из рода Бабахановых встречались и поддерживали дружеские отношения с руководителями государств, религиозными и общественными деятелями более 80 стран, в том числе:

Королевство Саудовская Аравия: короли Абдулазиз ибн Сауд; Фейсал ибн Абдулазиз; Фадх ибн Абдулазиз; шейх Сафват ас-Сака аль-Амини; доктор Абдуссабур Марзук;

Египет: президенты Гамаль Абдель Насер и Хосни Мубарек; доктор Мухаммад аль-Фаххам; главный шейх «Аль-Азхара», доктор Абдурахман аль-Бисар; шейх Махмуд Халиль аль-Хусари; шейх Абдуссалам аш-Шибравий; шейх Сайид Сабех; доктор Ибрагим ат-Тахави; доцент Каирского университета Мурад Вахба;

Хашимитское королевство Иордания: король Хусейн; наследный принц Хамза Бин аль-Хуссейн; Аль-Хасан бин Талал; Гази бин Мухаммед, советник его величества короля; доктор Абдель Азиз аль-Хайат, министр по делам вакуфов и исламских святынь; доктор Камель аш-Шариф, член Учредительного совета ВИЛ; шейх Абдулла Гоша, верховный судья; шейх Абдельхамид ас-Саех; шейх Ибрагим аль-Каттан;

Ливан: Хасан Халед, верховный муфтий; доктор Субхи ас-Салех; шейх Надим аль-Джиср, муфтий г. Триполи и Северного Ливана; доктор Вафис Кассар, член Высшего исламского законодательства;

Ливия: президент Муамар Каддафи; доктор Мухаммад Ахмад аш-Шариф, генеральный секретарь общества «Исламский призыв»; шейх Абдельхамид ад-Дибани;

Марокко: Ахмад Баркаш, министр по делам вакуфов; шейх Абдулла Канун, председатель общества улемов; доктор Абдель Хади ат-Тази;

Сенегал: шейх Мухаммад Фатха, кади Исламского суда;

Сирия: Ахмад Кефтару, верховный муфтий; доктор Мухаммад аль-Хатыб, министр по делам вакуфов; доктор Башир аль-Бани;

США: Элеонора Рузвельт, общественный деятель; доктор Сайед, лидер мусульман Северной Америки;

Тунис: шейх Мустафа Кемаль ат-Тарзи, управляющий по делам религий при президенте; Фаден бен Ашур, муфтий;

Турция: Лютфи Дюган, министр по делам религий; доктор Экмеледдин Эхсон-углы;

НДРЙ: муфтий Абдулла Хатем;

Афганистан: Мавлави Абдуль Вали Ходжат, министр по делам Ислама; доктор Саид Афгани;

Пакистан: президент Мухаммад Аюб Хан; шейх Абдулла аль-Бухари;

Болгария: Мухаммад Топчиев, главный муфтий;

ЙАР: шейх Ахмад ибн Мухаммад Забара, верховный муфтий;

ОАЭ: доктор Изидин Ибрагим, советник по вопросам культуры, член ВИЛ;

Бельгия: господин Мухаммад Альвини, директор Исламского культурного центра;

Королевство Бахрейн: Его Величество король Хамад бен Иса аль-Халифа; Его Высочество Мухаммад Бин Мубарек аль-Халифа;

Кипр: доктор Рифат Мустафа, муфтий;

Кувейт: Его Величество эмир Жабер Аль-Ахмад Ас-Сабах; шейх Мубарек Фахд аль-Салем аль-Сабах;

Индия: Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Лал Бахадур Шастри, Мавляна Миян, Аттикур Рахман, казий Сажжад Хусейн, доктор Сайфуддин Китчлу;

Франция: шейх Абу Бакр Хамза, лидер мусульман Франции;

Чад: шейх Мусса Ибрагим, главный имам.

Всемирные и международные организации:

Доктор Экмелиддин Эхсон-углу, генеральный секретарь ОИК

Доктор Инамулла Хан, генеральный секретарь ВИК, президент Всемирной конференции «Религия и мир»

Шейх Мухаммад Али аль-Харакан, генеральный секретарь ВИЛ

Доктор Мухаммад ибн Абдулла, главный редактор журнала «Даавату аль-Хакк» 

1992 год – упразднение САДУМ. Независимые государства и Ислам

В связи с распадом в 1991 году СССР и упразднением КПСС за ними как в воду канули и коммунистическая идеология, и воинствующий атеизм. В 1992 году САДУМ был упразднен. Образовались пять самостоятельных духовных управлений мусульман Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана.

Созданная трудом, знаниями и опытом муфтиев Бабахановых школа подготовки религиозных кадров осталась на территории Узбекистана. За прошедшие годы политика руководства независимых государств в отношении к религиям и, в частности к Исламу, в корне изменилась в позитивную сторону. В каждой стране СНГ верующие получили больше свободы, больше стала издаваться религиозная литература, количество мечетей увеличилось в десятки раз, открылись новые исламские университеты, институты и медресе. Однако количество имамов, наибов, муэдзинов, а также преподавательского состава учебных заведений, прошедшего специальную подготовку, оказалось недостаточным. В вопросе подготовленных кадров образовался временный ваккум, и этим слабым звеном быстро воспользовались зарубежные «друзья», пожелавшие оказать помощь. Под видом оказания помощи они помогли проникновению на территорию молодых независимых государств СНГ разных противоречивых течений в Исламе. В этой связи в каждой республике остро встал вопрос специальной подготовки кадров религиозных служителей. Новые учебные программы об учениях Ислама были составлены и утверждены в соответствии с менталитетом и знаниями местных чиновников образовательных учреждений.

На встрече с представителями СМИ президент Узбекистана Ислам Каримов сказал: «Мы ценим и уважаем исламскую религию, являющуюся священной религией наших предков, высоко оцениваем ее место и влияние в укреплении духовной убежденности свободы совести и убеждений наших граждан, мы создаем все необходимые условия. Однако мы против использования религии в политических и каких-либо иных, тем более враждебных целях и намерениях».

Тысячекратная слава Создателю за то, что в ХХI веке (ХV век хиджры) мы стали свидетелями плодотворных преобразований и событий в жизни Узбекистана. Восстанавливаются памятники исламской цивилизации. В октябре 1998 года было торжественно отмечено 1225-летие со дня рождения великого мухаддиса имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари. Был проведен международный симпозиум, посвященный этой дате, сооружены мемориальные комплексы вблизи Самарканда, на месте захоронения имама аль-Бухари.

Был организован также Международный форум, посвященный 1200-летию со дня рождения великого ученого Ахмада аль-Фергани.

Показателен и тот факт, что в Узбекистане принят Закон о свободе совести и религиозных организациях в новой редакции, что имеет большое значение для мусульман республики.

Мировая общественность является свидетелем того большого уважения, которое проявляется в Узбекистане к сохранению богатого духовно-нравственного и культурного наследия, в том числе к предкам, вложившим свой вклад в развитие исламской культуры, национальных ценностей узбекского народа.

Самый главный источник нашей силы – молодежь, воспитанная на гармоничном усвоении национальных и общечеловеческих ценностей, многовекового духовного наследия своих великих предков, говорил президент Узбекистана Ислам Каримов.

В сохранении для потомков несметных богатств нации огромную роль играют подлинные сокровищницы ислама: наследие имама аль-Бухари, Ахмада Ясави, Имама ат-Тирмизи, Ахмада аль-Фергани, Бахауддина Накшбанди и других великих предков, возвращенных миру в период независимости.

В советские годы махалля «Хазрати Имам», расположенная в старогородской части Ташкента, была окружена неприглядными, неказистыми постройками, а кривые узкие улицы и тупики не отвечали современным требованиям градостроительства. Советские идеологи всяческие препятствовали распространения исламской религии. На площади «Хазрати Имам» рядом с архитектурными памятниками исламской цивилизации в разные годы местными властями был открыт городской рынок старых вещей, построен кинотеатр. Ими не уделялось должного внимания реставрации памятников и благоустройству территории, а инициатива бывших руководителей САДУМ по организации этих работ не получала должной поддержки.

20 февраля 2007 года президентом республики было принято постановление «Об оказании поддержки общественному фонду “Хазрати Имам” (Хастимом)». Главная цель этого документа – реконструкция комплекса в его историческом виде, проведение широкомасштабных ремонтно-строительных работ, благоустройство зданий, а также инфраструктуры комплекса. На это было выделено 500 миллионов сумов. На проведение намеченных работ были привлечены именитые и искусные мастера, технические работники, садоводы. В это благородное дело свой вклад внесли не только жители близлежащих махаллей, но и все жители столицы. За рекордно короткий срок на территории 95 000 кв. м. создан уникальный мемориальный комплекс «Хазрати Имам», построена новая мечеть, где одновременно могут молиться 3500 человек, создан музей «Коран Халифа Усмана», проведена реконструкция исторических памятников исламской цивилизации: медресе «Баракхон», здания Исламского института имени имама аль-Бухари, мавзолея Каффола аш-Шоши, мечети «Тилла Шайх», заново благоустроена территория. Во время посещения комплекса «Хазрати Имам» 5 июня 2007 года президент Узбекистана Ислам Каримов сказал: «Комплекс “Хазрати Имам” издавна считается почитаемым местом. Думаю, что проведенные здесь широкомасштабные реставрационные, ремонтно-строительные работы, благоустройство территории чрезвычайно возрадуют души Хазрати Имама и лежащих здесь святых, а также явятся показательным примером будущему поколению. Нет сомнения в том, что возведение этого комплекса стало поистине историческим событием. Отношение нашего народа к подобным благим делам с глубоким уважением, чистосердечностью еще раз доказывает, что наш народ крепок духом, и если мы полностью осознаем волю народа, покажем ему правильный путь и создадим все условия, тогда не найдется силы, равной по твердости и смелости его силе. Хотелось бы, чтобы мы никогда не забывали эту истину».

Сегодня на примере вновь созданного мемориального комплекса «Хазрати Имам» можно с уверенностью сказать, что в независимом Узбекистане дух замечательных многовековых исламских традиций возрождается и будет продолжен. Без сомнения, этот мемориальный комплекс займет свое достойное место среди святых мест, посещаемых мусульманами мира. Среди тысяч городов Ташкент вполне обоснованно объявлен ISESCO столицей Исламской культуры и истории в 2007 году.

Безусловно, одним из достояний древнего Ташкента является то, что здесь родились многие великие люди, которые внесли важный вклад в развитие духовности и культуры. Здесь выросли такие великие ученые Ислама, как Каффол аш-Шоши, шейх Хованд Тохур, шейх Зайниддин Бобо, а также три муфтия – отец, сын и внук Бабахановы.

Родные и близкие муфтиев Бабахановых имеют возможность сопоставить, какое отношение к религии было во времена коммунистической идеологии и какую свободу вероисповедания получили граждане Узбекистана в годы независимости. Через пять лет после образования САДУМ в 1948 году в Узбекистане действовало 79 мечетей. За 42 советских года их количество выросло на 40 и составило в 1990 году 119, а с 1991 года по 2007-й построено более 2100 мечетей. Если в советские годы, начиная с 1945 года, ежегодное число паломников из СССР не превышало 22 человек, то с обретением независимости только в Узбекистане ежегодно около пяти тысяч граждан выполняют обряд хаджа.

В республике всенародно стали отмечать юбилейные даты ученых и религиозных деятелей, известных на весь мир.

В октябре 2006 года Софияхон Бабаханова обратилась с письмом к президенту Узбекистана И. А. Каримову. От имени рода муфтиев Бабахановых выразила благодарность Исламу Каримову за позитивные изменения, происходящие в республике по отношению к религии Ислам и к архитектурным памятникам исламской цивилизации. В письме был отмечен вклад трех муфтиев в возрождение религии в советский период.

В ответном письме на имя Софияхон, подписанном государственным советником президента 25 октября, дана высокая оценка деятельности трех муфтиев из рода Бабахановых в служении священной религии Ислам и вкладу в развитие Узбекистана, а также сообщалось о том, что дано поручение Духовному управлению мусульман Узбекистана подготовить стенды об истории династии, жизни и деятельности муфтиев.

4 июня 2008 года в известном медресе «Баракхон», памятнике архитектуры ХVI века, председатель Духовного управления Узбекистана муфтий Усманхан Алемов открыл Музей истории мусульман Узбекистана. В экспозиции ярко отражена история создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, а также представлены многочисленные богословские и научные труды, редкие экземпляры религиозных книг, картин, фотографий, раритетные исторические документы, аудио-, видеоматериалы и награды муфтиев.

Особое место уделено деятельности трех муфтиев из рода Бабахановых, которые на протяжении 46 лет были организаторами и председателями Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана – САДУМ. Они были верными подвижниками Ислама, убежденными борцами за мир, дружбу и справедливые отношения между народами.

Сотрудники специального фонда при Духовном управлении мусульман Узбекистана совместно с представителями рода Бабахановых подготовили и широко представили материалы, рассказывающие о международной деятельности руководителей САДУМ и об участии муфтиев во многих всемирных, международных и региональных форумах, посвященных миру и прогрессу, об организованных и проведенных в городах СССР по инициативе муфтиев ряда крупных всемирных и международных религиозных конференций и симпозиумов. Особое место в музее занимают экспонаты, фотографии, посвященные дружеским отношениям религиозных деятелей России и Узбекистана.

Известный предприниматель Сардор Мирзажанов передал в музей изготовленные по его инициативе около 20 фотокартин разных форматов, запечатлевшие жизнь мусульман в 50-е годы прошлого века.

Экспонаты и материалы музея помогут посетителям по-новому взглянуть, оценить и глубже понять новейшую историю мусульман в советский период. Сегодня это священное место является настоящим символом нашей Родины, внесшим огромный вклад в развитие исламской цивилизации. Комплекс «Хазрати Имам» стал религиозным и историческим центром мусульман.

Амирсаид Усманходжаев

Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе.
М. – Нижний Новгород: ИД «Медина»

https://shosh.uz/uz/shamsiddinhan-babahanov-uchenyiy-bogoslov-diplomat-2/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x