O‘zbekistonlik ozarbayjonliklar (Этнические меньшинства. Азербайджанцы)


Post Views:
48

Ushbu maqolada turli davrlarda O‘rta Osiyo hududiga kelib o‘rnashib hayot kechirgan ozarbayjonliklar to‘g‘risida (rus tilida) so‘z yuritiladi.

Самоназвание — азербайджанлылар, азерилер. Народ, основное население Азербайджана. Азербайджанский язык относится к юго-западной подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие — мусульмане, в основном шииты.

Азербайджанцы в Узбекистане:

1979 г. — 59 779
1989 г. — 44 410
2000 г. — 35 848

Одним из свидетельств давних связей народов и племен, живших на территории современных Узбекистана и Азербайджана, являются памятники местной культуры. Каменный амулет в виде двух переплетающихся змей из селения Сох, выполненный ферганскими мастерами, удивительно похож на каменный предмет из персидского Азербайджана (II тыс. до н.э.).

В VIII—XII вв. азербайджанские города поддерживали торговые и экономические связи со Среднеазиатским регионом по трассам сухопутных караванных дорог и также по водным путям, по которым через Бухару, Самарканд, Шаш шли купцы, ремесленники, ученые, певцы и танцоры. Позже, в эпоху Темура, согласно письменным источникам, большое количество пленных мастеров из Азербайджана было доставлено в крупные города Мавераннахра. Каменотесы и специалисты архитектурного декора высшей категории участвовали в строительстве и художественной отделке соборной мечети Биби-ханым в Самарканде и дворца Ак-сарай в Шахрисабзе. Имя одного из них — Мухаммеда Юсуфа Тебризи — увековечено в рисунке орнамента. Под влияние м искусства Индии и Азербайджана приоритет при возведении монументальных зданий в Мавераннахре этой эпохи нередко отдавался камню.

Описание Самарканда и Бухары находим в трудах азербайджанского ученого XV в. Абдар Рашида Бакуви. В Бухаре жи л и творил азербайджанский философ и писатель XVI в. Мирзаджан Ширази , умерший там в 1585 г. В Самарканде и Бухаре в конце XVI — начале XVII в. Проходило творчество другого азербайджанского философа Юсифа Карабаги.

Своего расцвета торговые связи между Мавераннахром и городами Азербайджана достигают в позднесредневековое время. До сих пор в старом квартале Баку сохранился один из многочисленных караван-сараев, предназначавшихся специально для бухарских купцов. Его так и называют — “Бухарский” . Еще недавно в украшении жилищ Азербайджана использовались декоративные камины “бухар”, истоки появления которых связывают с популярными в интерьере узбекских жили щ декоративными нишами.

Одним из главных предметов экспорта в Среднюю Азию являлась нефть, но в 20-е гг. XVIII в. вывоз ее по ряду причин резко сократился.

Новый виток во взаимоотношениях между народами двух регионов приходится на вторую половину XIX в. , когда опыт азербайджанцев в разработке полезных ископаемых и строительстве железных дорог стал востребованным в Туркестане. Особенно он пригодился при освоении первой фонтанной нефти в Чимионе в 1904 г. С тех пор квалифицированные рабочие-азербайджанцы стали участвовать в промышленной добыче нефти в Ферганской долине и других нефтяных месторождениях на территории Туркестана.

В начале прошлого столетия туркестано-азербайджанские связи продолжил и свое развитие и на культурной ниве.

Журналист, писатель и переводчик Сайд Риза Али-заде еще в 1906 г. открыл Самаркандскую новометодную школу, в 20—30-е гг. готовил и переводил учебники. Вместе с ним открыл школу в Самарканде просветитель Мирза Мухаммад Ахун-заде.

Дважды (в 1911 и 1916 гг. ) в Ташкенте успешно гастролировал Азербайджанский театр. В составе его труппы были известные актеры С. Рухулла, Ю. Нариманов и др. В 191 2 г. Мирза Джалал-Юсиф заде был первым редактором и издателем бухарских газет “Бухорои шариф ” и “Турон”.

Азербайджанская диаспора в Узбекистане заметно стала расти после событий 1917 г. —привлекается большое количество инженерно-технических кадров из Баку для становления нефтяной отрасли народного хозяйства.

В 20—30- е гг. в Узбекистане при Совете национальных меньшинств развернуло активную деятельность Азербайджанское центральное бюро, работавшее совместно с представителями иранской национальности. При нем действовали четыре школы, два дошкольных учреждения, три рабочих дома, клубы, библиотека. Редактором газеты “Зарафшан” в 1923—1925 гг. был Али Исмаил-заде.

В 1944 г. в Узбекистан из Грузии депортируются граждане азербайджанской национальности. В октябре 1957 г. с этой группы азербайджанцев были сняты все ограничения по перемещению и предоставлено право вернуться на этническую родину. Но благоприятный климат Узбекистана, сходство языков и образа жизни побудили значительную часть азербайджанцев остаться на узбекской земле. Большинство из них работали в колхозах и совхозах Ташкентской и Сырдарьинской областей, в городе Газли, принимая активное участие в хозяйственном освоении края.

Число азербайджанцев в Узбекистане продолжало расти и в последующие десятилетия, когда, помимо нефтяной отрасли, быстрыми темпами начала развиваться и газовая.
Ташкентское землетрясение 1966 г. стало причиной, побудившей прибыть сюда, на стройки, многих азербайджанцев. Позже некоторые обзавелись здесь семьями и остались жить в Узбекистане.

Достаточно много молодежи приезжало из Азербайджана для получения знаний в высших учебных заведениях Узбекистана.

Естественный прирост азербайджанского населения в Средней Азии всегда оставался высоким. В 1970 г. только в Ташкентской области проживало 10 тыс. азербайджанцев. Почти столько же было зарегистрировано в столице республики. Однако необходимо иметь в виду, что определенная часть из них фактически являлись турками-месхетинцами.

Узбекистанские азербайджанцы бережно относятся к своим народным традициям и обрядам. Еще в 1961 г. они вместе с жителями республики организованно отметили весенний праздник Навруз. Со слов И. Мамедова, председателя Азербайджанского культурного центра в Ташкенте, ко дню Навруз-байрамы красят яйца, готовят национальные сладости: пахлаву, шакербуру, шакрек-чурек, шоогохал, холву, шекер-нури и др. В ночь на Навруз ставится у порога полное ведро воды, чтобы в будущем году было изобилие. И еще одна особенность Навруза: в этот праздник должны все помириться — и дети, и взрослые.

Азербайджанцы в городах работали на промышленных предприятиях, в сельской местности занимались земледелием. Известен колхозник-тракторист из Самаркандской области Бекир Дурсунович Мустафаев, ушедший в 1943 г. на войну и получивший звание Героя Советского Союза.

Очень много азербайджанцев традиционно заняты торговлей, работают в сфере обслуживания. Есть летчики, инженерно-технические работники, учителя, врачи и др. Славятся реставраторы-каменщики азербайджанской национальности, проживающие в Хорезме.

Первым азербайджанским членом-корреспондентом Академии наук Узбекистана и депутатом Верховного Совета республики был профессор-офтальмолог Кафар Абдуллаев. Известным в Узбекистане хирургом был Садык Алиевич Масудов. Главным дирижером оперного театра в Самарканде, а затем театра оперетты в Ташкенте много лет трудился Гари Киримов, а режиссером Большого академического театра оперы и балета им. Навои — народный артист Азербайджана и Узбекистана, лауреат Госпремии им. Хамзы Фируддин Сафаров. Членом Союза писателей Узбекистана является автор многих художественных произведений Ихтиар Ризо . В Узбекистане хорошо знают творчество азербайджанского поэта, ученого и педагога Максуда Шейх-заде. Поэт родился в Баку, но творил и ушел из жизни в Ташкенте. На доме, где он жил , установлена мемориальная плита. В Самарканде жил известный историк профессор Ю. Алескеров. Выходцами из азербайджанской диаспоры Узбекистана являются скульптор Э. Алиев, художник театра и кино Ф. Ахадов.

Примечание. В Узбекистане проживает маленькая группа талышей из Азербайджана. Этот народ исповедует ту же религию, что и азербайджанцы, имеет много общего с ними в обычаях и культуре. Единственное различие — язык: талышы говорят на языке иранской группы. В настоящее время находятся в процессе ассимиляции с азербайджанцами.
Именитые талышы в республике Атиф Новрузов — экономист, Маис Ибадов — борец по вольной борьбе.

Л. И. Жукова, Ю. Ф. Буряков

Литература

Гинзбург А. И. Узбекистан. Этнополитическая панорама: Очерки. Документы. Материалы. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 48—50.
Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, 1998.
Мамедова Г. И., МустафаевГ. Г. О торговых связях азербайджанских и среднеазиатских городов в XVIII в. // Позднефеодальный город Средней Азии. Ташкент, 1990. С. 103.
Муаапаров Ш. К вопросу о росте квалификации национальных рабочих и инженерно-технических кадров в нефтяной промышленности Узбекистан // Из истории культуры народов Узбекистана. Ташкент, 1965. С. 79—81 .
Мустафаев X. Азербайджанцы // Под открытым небом. Фрунзе, 1991. С. 97—103.
Пугаченкова Г. А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана. М., 1965, С. 24, 43 .
Чабров Н. Г. Декоративные ниши в интерьере узбекских жилищ // Тезисы докладов научной сессии, посвященной 25-летию Среднеазиатского государственного университета. Ташкент, 1945. С. 54.

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р . Элинина, 2002 г.

https://shosh.uz/uz/o-zbekistonlik-ozarbayjonliklar-etnicheskie-menshinstva-azerbaydjantsyi/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x