Post Views:
151
Самоназвание — италиани. Народ, основное население Италии. Язык — итальянский итало-романской подгруппы романской группы индоевропейской семьи. Верующие — в основном католики, есть лютеране.
Итальянцы в Узбекистане:
1926 г. — 25
1979 г. — 65
1989 г. — 104
Исторических нитей, связывавших города Средней Азии и Италии в развитое и позднее средневековье, совсем немного. Известно, например, что в XIII в. в сырдарьинском направлении прошел миссионер Плано Карпини.
Первую обстоятельную разведку с торговыми целями, в глубь Средней Азии, а затем и в Китай совершили венецианцы во главе с Марко Поло. Путешествие было длительным и богатым впечатлениями. Более всего братья Поло восхищались Бухарой.
Флорентийский агент торговой фирмы, в XIV в. описывая торговые маршруты, советовал купцам: “Кто хочет отправиться из Генуи или Византии в Китай, то пусть везет с собой ткани и едет в Ургенч, а в Ургенче купит на них серебро и идет дальше в Китай”.
В 1721 г. Бухару посетил итальянец из России Флорио Беневени. В Бухарском ханстве он прожил пять лет.
Регулярно наезжать в Туркестанский край заморские гости стали после прихода сюда русских. С этого времени здесь постоянно находилась небольшая группа коммерсантов, преподавателей иностранных языков и др. лиц итальянского происхождения в количестве 60—70 чел.
В Ташкенте первым фотографом был итальянец Владимир Николяи, свое фотоателье он открыл в 1873 г. Его сын Игорь Николяи продолжил дело отца. Большие доходы в Коканде имел хозяин пивоваренного завода А. Ф. Стефани и владелец кафе-шантана Шедени.
Известно, например, что в 1886 г. в ташкентском евангелическо-лютеранском приходе состоял иностранноподданный итальянец Мавр Мелуни и Павел Капуизи (без указания подданства). Известно также, что 500 итальянцев работали на строительстве Самаркандского участка железной дороги.
Больше всего предприимчивых граждан Италии привлекала в Среднюю Азию дешевизна сырья для изготовления шелка. Местное шелководство питало своим сырьем шелкоразмоточную промышленность иностранных государств.
В годы первой мировой войны итальянские военнопленные во главе с десятником Вичензо Пильмери принимали участие в строительстве Бухарской железной дороги, в том числе и в проектировании туннелей.
После событий 1917 г. в Туркестане было образовано Попечительство о военнопленных эльзаслотарингцах, итальянцах и румынах. При его содействии почти все итальянцы выехали на родину, за исключением тех, кто обзавелся здесь семьями и принял советское подданство. Так, самаркандский художник полуфранцуз Д. К. Степанов женился на итальянке и “жил со своими многочисленными детьми, напоминающими итальянских путти”. В семье говорили на итальянском. В средине 20-х гг. уехали в Италию.
В 1918 г. в Туркестане насчитывалось 77 итальянцев. Это были рабочие, инженеры, содержатели гостиниц, ремесленники, торговцы и др. Один из них — Марчич Геовани входил в Комитет иностранных подданных.
Оставили свой след итальянцы и в Бухаре. Военнопленный Орланди собрал и установил вывезенные из Коканда трофейные часы Куранты — первые в Туркестанской республике. Другой итальянец, приглашенный из Москвы, по просьбе бухарского богатея расписал интерьер его дома.
В 20—30-е гг. в создании большинства фильмов принимал участие первый художник узбекского кино Б. Челли, театральный декоратор по образованию. Родился в 1889 г. в Ташкенте.
Узбекско-итальянские контакты со временем становились все более устойчивыми и разноплановыми. Итальянские специалисты помогали узбекистанским коллегам налаживать шелкомотальное производство в Самарканде, а немного позднее — строить завод в Чирчике. В 80-е гг. в республике было создано совместное производство “Совпластитал”.
В Государственный архив Республики Узбекистан все чаще приходят граждане для выяснения своих генеалогических корней. Среди них встречаются и имеющие богатую родословную. Например, известный геолог и краевед Олег Маджи, корни которого уходят в древний венецианский род.
Самаркандский инженер-строитель и градостроитель Г.О.Непле — итальянского происхождения. Он оставил о себе долгую и добрую память. Его творения — армянская церковь (1903), особняк купца Абрама Калантарова (1911—1916), лавка Ибадуллаева и городская бойня. А его брат Е.О.Непле является автором проекта римско-католического костела (1916). Этот талантливый, но весьма скромный человек прожил долгую плодотворную жизнь. Умер в 50-е гг.
Л. И. Жукова
Литература:
- Байпаков К. М. Средневековые города Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы, 1998. С. 5—6.
- Матвеев A.M. Из истории участия зарубежных славян в общественно-политической жизни Туркестана (1918—1920 гг.) // Научные труды ТашГУ. 1966. Вып. 281. С. 77.
- Круковская С. М. Встречи с Кокандом. Ташкент, 1977. С. 80.
- Она же. Усто Мумин. Ташкент, 1973. С. 23.
- Ремпель М. И. Далекое и близкое. Бухарские записи. Ташкент, 1982. С. 80.
- Рустамов Б., Садовников В. Стальных путей связующая нить. Ташкент, 1998. С. 27.
- Уфимцев В. Говоря о себе. Воспоминания. М., 1973. С. 126.
Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.
https://shosh.uz/uz/narodyi-uzbekistana-italyantsyi/