Post Views:
96
КАРАИМЫ
Самоназвание — карайлар. Малочисленный народ на Украине и в Литве. Небольшие группы живут также в Польше. Язык — караимский кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие — караимского вероисповедания (их единственной священной книгой является Ветхий завет)
Караимы в Узбекистане:
1926 г. — 30
1979 г. — 29
1989 г. — 55
История караимского этноса до сих пор является дискуссионной. И лишь недавно в иудаизме начала преобладать тенденция к признанию караимов частью еврейского народа. Придерживающиеся вероучения караимизма признают исключительно первоначальную библейскую традицию Ветхого завета (Тору) и отрицают раввинскую традицию.
Имеется предположение, что иудаизм караимского толка сформировался в Месопотамии во второй половине VIII в. Его основателем считается Анан бен Давид, родившийся в Багдаде. Этноконфессиональное сознание особенно возросло после размежевания караимов с раббанитами. Поборники караимского движения ратовали за средний путь в поддержании религиозных принципов.
Советские этнологи считали, что караимы — это потомки древних тюркских племен, входивших в VIII—X вв. в состав Хазарского каганата.
После его падения часть хазар, принявших иудаизм в раввинском варианте, нашла спасение в Крыму. В 30-е гг. XIII в. туда начали переселяться византийские евреи, а также караимы. После завоевания Крыма турками (1475) караимы начали активно применять в быту и молитвенной практике татаро-турецкий язык (этим языком несколько позднее начали пользоваться и караимские общины в Польше и Литве). К середине XVIII в. в Крыму образовались четыре общины, объединявшие около 500 семей.
Несмотря на ряд льгот, дававшимися ханами, права караимов были ограничены. После присоединения территории Крыма к России (конец XVIII в.) караимы стали ее полноправными гражданами. Более того, с 1863 г. на них не распространялось и положение о черте оседлости. По сведениям крымского краеведа В. Полякова, к концу XIX — началу XX в. каждый второй караим состоял в купеческом сословии, а каждый пятый являлся почетным гражданином края.
Крымских караимов всегда отличала тяга к знаниям. На средства общины, на огромные частные пожертвования содержались школы. Молодежь в своем большинстве имела высшее образование.
Несмотря на благоприятные условия, численность караимов постепенно сокращалась. По данным переписи населения 1897 г., во всей Российской империи проживало всего около 13 тыс. иудеев караимского толка. Одна из главных причин — строгие предписания, касающиеся брака и родственных отношений, согласно которым члены одной общины не могли вступать в брак с членами другой.
На протяжении последних 130 лет на землях современного Узбекистана проживало небольшое число караимов — сектантов от иудейства. В 1926 г. в Союзе насчитывалось 8300 караимов, из них только 30 в Узбекистане. В начале XX в. в Ташкенте проживала Лидия Эгерс, караимка по национальности, но принявшая православие в связи с замужеством. Известность она получила благодаря тому, что была единственной в то время женщиной среди строительных подрядчиков.
Представители этой отколовшейся от иудаизма группы отличались большой мобильностью и часто меняли место жительства. В 30-е гг. они были расселены по среднеазиатским городам дисперсно. Никаких караимских общин и кенас (синагог) не было не только здесь, но и по Союзу в целом.
В годы второй мировой войны в Узбекистане временно проживали караимы из числа польских евреев-беженцев. Например, специалист по ранней исламской поазии Иохим Хиршберг из Кракова. В 60-е гг. он возглавлял Институт религий в Израиле.
После второй мировой войны большинство крымских караимов только из-за того, что говорили на крымско-татарском языке, были депортированы в Среднюю Азию, в том числе и в Узбекистан.
С 1967 г. начался постепенный отток караимов в Крым и другие регионы СНГ.
Л. И. Жукова
Литература:
Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, 1998. С. 298. Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах. М., 1997. С. 134.
Сентанова К. Мы — востоконеды // Восток. 1992. №2. С. 147—148.
Штрикнер Г. Иудаизм в Российской империи, в Советском Союзе и постсоветской России // Хорошего держитесь. Хорьков, 1999. С. 347—355.
КРЫМЧАКИ
Самоназвание — иехуди или срэл балалары. Малочисленный народ, в основном проживащий в Крыму и на Кавказе (Новороссийск, Сухуми). Разговорный язык — крымчакский, относится к кипчакской группе тюркских языков. Верующие — иудаисты.
Крымчаки в Узбекистане:
1979 г. — 72
1989 г. — 173
Этногенез крымчаков учеными до сих пор полностью не раскрыт. Предположительно, они вышли из средневековых иудейских общин. Формирование новой этнографической группы иудеев происходило в XVI—XVIII вв. В этот период наблюдались волны миграций ашкенази, сефардов, гурджи (кавказских евреев), миздрахи (евреев из Палестины), которые вливались преимущественно в раббанитские общины, представители которых с 1859 г. стали именоваться “крымчаками”. На бытовом уровне имели прозвище “чуфут”.
Во время существования Крымского ханства крымчаки традиционно занимались торговлей; в сельской местности — земледелием, садоводством и виноградарством. Процветало кожевенное производство и соледобывающий промысел. Среди крымчаков были хорошие врачи. Быт имел много общего с бытом основного населения полуострова — крымских татар.
К моменту присоединения Крымского ханства к Российской империи диаспора крымчаков насчитывала около 800 чел.
В начале XX в. в Крыму не было ни одной школы для детей крымчаков. Первые две были открыты в 20-х гг. Появление своей интеллигенции способствовало процессу распада устоев традиционного быта, а в дальнейшем — и быстрой ассимиляции. Утрата этнических особенностей и самосознания дала повод некоторым исследователям бывшего СССР в послевоенный период определять этнос “крымчаки”, как “особую народность” смешанного, в основном нееврейского, происхождения.
На территории Средней Азии, в том числе и Узбекистана, крымчаки стали поселяться в небольшом количестве в первые десятилетия XX в. Близость языков помогла быстро адаптироваться среди коренного населения и не забыть свой родной язык. Работают в основном в мастерских по выпуску предметов ширпотреба. Предпочитают держаться своим кругом.
Л. И. Жукова
Литература:
Евреи в Крыму. Симферополь, 1999. Ярков А. П. Евреи в Кыргызстане. Бишкек, 2000.
Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.
https://shosh.uz/uz/narodyi-uzbekistana-evrei-karaimyi-i-kryimchaki-2/