Post Views:
57
В XIX – начало XX вв на мировой арене усиливались раздел мира между господствующими державами. Развитие промышленности в качестве и количестве не только могло удовлетворить внутренней рынок, и вышла за предел стран мира. Для привлечения огромного сырье на постоянном режиме и реализации продукции промышленности нужны были новые территории и зарубежные рынок.
Колoниальную экспансию начали Испания и Португалия после Великого географического открытия, но в историческая колесо повернулась в сторону Англии и Франции позже, затем они начали обширную колониальную политику. В начале XX века колониальные земли Англия занимала 108 раз больше чем территории.
В конце XIX века в начале XX века усилилась США, Япония и Германия. В Германии развивается тяжелая индустрия, военная промышленность. Новые капиталистические страны хотели разделить мир, в колониальной политики и на международном рынке существовали разногласия. Как слабое звено в капиталистической системе Россия тоже стремилась к колониальной экспансии.
На протяжении последних веков на земли Туркестана и Азербайджана происходили похожие события, на двух территориях созданы различные ханства.
В конце XVIII — начале XIX веков внутри и внешнеполитическая ситуация вокруг Азербайджана оставалась достаточно сложной. Попытки сначала Шекинского, а затем и Кубинского ханств объединить азербайджанские земли вокруг себя, с целью создания единого государства, потерпели неудачи. Этому препятствовала, в первую очередь, социально-экономическая отсталость страны и походы русских и иранских войск в Азербайджан. Личные амбиции различных ханов, их непримиримость и другие факторы также не способствовали процессу объединения. В такой ситуации в Азербайджане отсутствовала единая сила для того, чтобы противостоять имперским планам России и Ирана. Россия, тем временем, готовилась осуществить план полного подчинения Кавказа.
Царская Россия осуществила свои плана поэтапно.
Она сначала завоевала Азербайджан, которые ближе к ней, чуть позже Туркестан.
Накануне в Российской империи развивается легкая промышленность, для производства нужны были сырья и рынок.
В конце XVIII века начало гражданской войны в Америки мешала Российской развитие легкой промышленности, остановилась импорт сырье хлопка оттуда. Во-вторых, импорт хлопка от Америки тридцать раз дорого обошлась чем Туркестанский сырье. Этот процесс тоже повлияло на экспансии Российской империи на южные территории. Кроме того, в Средней Азии активизируется Английская разведка для того, чтобы завоевать эту добычу. Туркестанский край становиться между Англией и Российской империей как раздор яблоко.
В этот момент в Средней Азии существовали три: Бухарская, Хивинская и Кокандские ханства. После распада Великого Щёлокового пути Средняя Азия практически отрезалась от внешнего мира, Великие географические открытия способствовали более безопасные и недорогие водные дороги. Три ханства враждовали между собой, о развитии региона речи не могло быть.
Эти негативные процессы зарождали благоприятные условия для Российской колонизации в местах.
Как писала азербайджанский историк Севинч Мустафаева «С завоеванием Азербайджана и Туркестана Россией вся экономическая жизнь этих регионов была подчинена интересам развития капиталистической России. Последующее состояние экономики этих окраин было предопределено колониальной политикой России, направленной на то, чтобы использовать Азербайджан и Туркестан, как рынки сбыта и источ ники сырья для растущей промышленности царской империи. Но в силу объективных законов исторического развития происходило дальнейшее экономиче- ское развитие, а вместе с тем и приобщение этих национальных окраин к общероссийскому хозяйству. Во второй половине XIX в. Азербайджан, а позднее – в начале XX в. и Туркестан начали втягиваться в капиталистическое производство“.
Россия в первую очередь в Азербайджане развивала нефтяную промышленность.
С середины XIX века Северный Азербайджан превращается в один из мощнейших экономических центров Российской империи. Прежде всего, развивается нефтяная отрасль.
В 1859 году был построен первый керосиновый завод в Бакинском селении Сураханы. В 1870 году в Баку добывалось около полутора миллионов пудов нефти. Теперь переработки нефти уделялось больше внимания, однако из-за того, что здесь господствовала колониальная система, Азербайджан так и оставался сырьевой базой России.
В результате бурного развития нефтяной промышленности г. Баку превратился в крупнейший промышленный центр России. В Бакинском нефтепромышленном районе ярко проявилась характерная черта империализма – высокая концентрация и централизация капитала и средств производства, господство монополий на рынке. Так, в 1905 г. из 138 нефтепромышленных фирм 6 крупнейших (бр. Нобель, Каспийско-Черноморское об-во, Манташев и Ко, Бакинское общество русской нефти и Каспийское това- рищество, Бакинское нефтепромышленное общество) давали почти половину всей добычи нефти.1 Две фирмы – “Т-во бр. Нобель” и общество “Мазут” держали в своих руках 70% всего объема торговли керосином и нефтяными остатками“.
Азербайджанские нефтяные магнаты сыграли особую положительную роль в развитии нефтяного дела в Азербайджане и России в целом. Среди них необходимо отметить большие заслуги Гаджи Зейналабдина Тагиева (1838-1924), Mусы Нагиева (1842-1919), Шамси Асадуллаева (1840-1913), Аждарбека Ашурбекова (1855-1921), Исабека Гаджинского (1861-1919), Муртузы Мухтарова (1855-1920). В конце XIX – начале XX века в Баку действовало также несколько известных зарубежных компаний (братья Нобели, Ротшильды, Манташев, Шибаев и Унанов). Среди них наиболее известной являлась компания братьев Нобелей и Ротшильдов.
Помимо нефтяной отрасли стали развиваться и металлообрабатывающая отрасль. Братья Сименс, узнавшие о богатых залежах меди в Гедабеке, решили строить здесь завод. К 1865 году завод был сдан в эксплуатацию.
Продолжалось развитие и шелководческой отрасли. Сюда привлекались как местные, так и русские, и иностранные капиталы.
В 1866 году была проведена новая судебная реформа. Эта реформа ликвидировала сословные суды. Теперь суд был общим для всех сословий.
Кроме того, в Азербайджане были учреждены городские думы и муниципальные органы – управы.
Была проведена также административная реформа. В 1859 году центр Шамахинской губернии был перенесен из Шамахы в Баку. Это произошло в результате мощного землетрясения в Шамахы. Теперь губерния была переименована в Бакинскую. Значения города Баку еще больше возросло.
В 1868 году была создана Елизаветпольская губерния, в которую вошла часть земель Бакинской, Иреванской и Тифлисской губерний. В эту губернию к 1883 году входили Елизаветпольский (Гянджа), Шушинский, Зангезурский, Гёйчайский, Джавадский, Арешский, Джабраилский и Джаванширский уезды. Шарур-Даралаязский (Шарур-Даралагёзский) и Нахчыванский уезды входили в состав Иреванской губернии.
В этот период начинает развиваться и машиностроение. Продолжает свое развитие металлургическая промышленность и производство шелка. Первую текстильную фабрику на всем Южном Кавказе создал именно Гаджи Зейналабдин Тагиев. Он дал ход развитию хлопкоочистительной промышленности. Продукция его фабрики стала почти единственным товаром, который покупался всеми мусульманами России, Ирана и Турции, ибо считалось, что товар, произведенный мусульманами (фабрика Тагиева) чист и пригоден к потреблению, нежели товар, произведенный немусульманами.
Помимо этих отраслей в Азербайджане получают широкое развитие табачное, винодельческое, кожевенное производство. Все более расширяется торговля, как с российскими регионами, так и с Ираном, Турцией и Европой.
В конце XIX – начале XX века увеличилось число русских переселенцев в Азербайджан. Правительство выделяло им огромные плодородные земельные участки. Местное население ущемлялось в своих правах и это вызывало недовольства среди простых землевладельцев. Однако все недовольства населения грубо и бесцеремонно подавлялись.
В 1912 – 1913 годах были проведены новые аграрные реформы в Азербайджане. Благодаря данным реформам крестьяне превращались в собственников земли. Однако они обязаны были платить за это в казну империи.
Режим управления в Туркестанском генерал-губернаторстве с самого начала носил жесткий военно-полицейский характер.
В сфере экономики царская Россия быстро превращала Туркестан в хлопковой сырьевой придаток метрополии.
Объективный и, по природе своей, плодотворный процесс становления новых капиталистических отношений в условиях колониальной зависимости самым драматичным образом отражался на судьбах народов края. В сфере промышленности край остается в стороне от современных отраслей. Всякая инициатива местных народов всячески тормозилась новой властью. Между тем, хлынувший во второй половине XIX века поток дешевых российских товаров, разорял десятки тысяч туркестанских ремесленников, вытесняя даже с внутреннего рынка их изделия и усиливая тем самым процесс пауперизации общества. В области ведения колониальных дел российская корона, как известно, полагалась где на силу, а где на испытанный колонизаторский принцип – “разделяй и властвуй”.
Однако, эта политика только отчасти оправдывала себя и с каждым годом управлять народами Туркестана становилось сложней.
В 1892 г. в Туркестане было принято положение “Об усиленной охране государственного порядка и общественного спокойствия”, давшее местной администрации широкие диктаторские полномочия, вплоть до создания военно-полицейских команд для расправ с участниками освободительной борьбы.
Колонизация края, а также существующие формы и методы колониального управления, вызывая ненависть к царским властям, стихийно объединяли местные народы. При этом вырисовывалась четкая закономерность: чем больше беззакония и произвола вершили колонизаторы, тем быстрее созревали наиболее радикальные формы борьбы. Социальная база участников восстаний была достаточно широкой. Однако застрельщиками выступали дехкане, наиболее пострадавшие от колониальной политики царизма, засилья переселенцев и от тяжелого налогового пресса.
Отказ от уплаты налогов, бойкот выборов местной администрации, избиение представителей власти, вооруженные нападения на колониальные учреждения – наиболее распространенные формы этих антиколониальных выступлений.
В течение всей второй половины XIX века в различных регионах Туркестана вспыхивали восстания против колонизаторов. Только лишь в Ферганской области в 70-90-е годы было зафиксировано более двухсот антиколониальных выступлений. В 1885 году в Андижанском, Ошском и Маргиланском уездах произошли массовые выступления дехкан под руководством Дервиш-хана.
В период эпидемии холеры 1892 года в Ташкенте вспыхнуло еще одно восстание, получившее в литературе название “Холерный бунт”. Надо отметить, что холерные бунты являлись нередко формой массового народного движения царской России.
Наиболее крупным и массовым народным выступлением 2-ой половины XIX века было Андижанское восстание 1898 года под руководством ишана Мухаммад-Али хальфа Сабир Суфиева, известного как Мадали Дукчи-ишан.
Начавшись 17 мая в кишлаке Минг-тепа, восстание очень скоро охватило почти всю Ферганскую долину, а также некоторые другие районы Туркестанского генерал-губернаторства.
Андижанское восстание было организовано значительно лучше, чем предыдущие выступления народных масс Туркестана. В нем приняли участие представители разных национальностей и социальных групп. Восстание носило явно антиколониальный характер.
По делу Андижанского восстания было арестовано около 550 человек.
Мадали Дукчи-ишан и его ближайшие сподвижники были казнены.
После расправы над восставшими некоторые военные чины царской администрации были вынуждены констатировать, что расследование по делу Мадали Дукчи-ишана и его сторонников показало “обширную распространенность движения и прикосновенность к нему весьма многих лиц, а также некоторую стройность организации заговора и участие в нем других местностей края”.
Невзирая на то, что все восстания 2-ой половины XIX века были подавлены самым жестоким образом, они, тем не менее, способствовали росту политического и национального самосознания народов Туркестана и внесли значительный вклад в дальнейшее развитие национально-освободительного движения в крае.
В начале ХХ века параллельно на местах с Российской империи развивались новые демократические движения.
На рубеже XIX—XX столетий немногочисленные группы просвещенных мусульман Туркестана искали выход из сложившейся ситуации, мечтая, с одной стороны, возродить национальную культуру и политическую самостоятельность своих народов, а с другой — приобщить их к современной жизни, к достижениям мировой цивилизации и прогресса. Они примкнули к движению «джадидов» (либералов-обновленцев), начавшемуся в то время среди мусульман России. Основателем этого движения был Крымско-татарский просветитель, писатель, педагог и общественный деятель Исмаил-бей Гаспралы (Гаспринский), с 1883 г. издававший газету «Терд-жуман», популярную во всех мусульманских регионах России.
Общероссийское движение джадидов, во многом опиравшееся на преподавателей и выпускников новометодных школ, постепенно стало окрашиваться региональной спецификой, так или иначе, отражая особенности положения регионов Крыма, Поволжья, Средней Азии и Кавказа.
В 1902 году была создана «Мусульманская молодежная организация», которую возглавлял Мухаммад-Амин Расулзаде. Эта организация стала ядром будущей партии «Мусават» (Равенство). В Азербайджане появились и социал-демократические партии, например «Гуммет» (Энергия). Эта партия действовала при Бакинском комитете РСДРП. В это период создавалось множество партий. Однако в скором времени партия Мусават стала самой мощной политической силой в Азербайджане.
В начале XX столетия стали выходить новые газеты, продолжавшие традиции газеты «Экинчи». Наиболее влиятельными из них были «Гуммет», «Давет-Коч», «Текамюль», «Йолдаш», «Иршад», «Сихаби-Сагиб» и детская газета «Дебистан». Стали выходить в свет журналы. Наиболее значительным и влиятельным из них были журналы «Молла Насреддин» и «Фюйузат». Вокруг них сформировалась большая литературная школа, объединившая многих выдающихся литературных деятелей. Вслед за этими журналами вышли в свет такие журналы, как «Дебистан», «Рахбер», «Занбур», «Бехлул», «Мектеб», «Азербайджан», «Мират», «Ары», «Кельниййат», «Лейлек», «Тути», «Мезели», «Бабаи-Амир», «Тартан-партан», «Мешель» и другие. Именно под влиянием этих журналов в Иране, в том числе в Южном Азербайджане, возрос интерес к печати. Исследователи отмечают в связи с этим, что «появление первых печатных органов во второй половине XIX века как в Северном, так и Южном Азербайджане помогал укрепить связь между народом, административно поделённым на два государства».
Азербайджанская партия “Мусават”, созданная в 1911 году с самого начала своего зарождения, поставила целью отстаивание принципа самоопределения нации. В новых условиях эта партия стала занимать доминирующее положение в Азербайджане. В конце октября 1917 г. в Баку состоялся первый съезд партии “Мусават”, определивший тактику и стратегию этой организации в предстоящей политической борьбе и принявшей новую программу. Вот некоторые основные положения программы:
- Государственный строй России должен быть в форме федеративной демократической республики, на началах национально-территориальной автономии.
- Свобода слова, совести, печати, союзов, собраний, стачек должны быть утверждены конституцией и гарантированы государством.
- Все граждане, без различия вероисповедания, национальности, пола и политического убеждения, равны перед законом. Паспортная система упраздняется. Всякому предоставляется полное право передвижения как в пределах своей страны, так и выезд за пределы государства без всяких специальных на то разрешений.
- Для всех служащих и рабочих устанавливается 8 часовой рабочий день.
- Все казенные, удельные, дворянские и частновладельческие земли раздаются крестьянам бесплатно и безвозмездно.
- Суды подчиняются лишь законам, и впредь, до утверждения постановлений полномочных судебных органов, законом ни один гражданин не подлежит наказанию. Всеобщее, бесплатное и обязательное начальное и высшее обучение (Центральный государственный архив Азербайджанской Республики, ф. 894, оп.1, ед. хр. 56, л. 5).
Во время работы съезда было получено сообщение о свержении временного правительства и прихода к власти большевиков. 2 ноября 1917 года на конференции расширенного Бакинского Совета большевикам удалось добиться объявления этого органа высшей властью в городе. Власть Бакинского Совета дальше окрестностей города не распространялась. Остальная часть Закавказья управлялась Закавказским комиссариатом, созданным 11 ноября 1917 года. В Закавказском правительстве, возглавляемом Е. Гегечкори, вошли трое представителей Азербайджана — Ф.Х.Хойский, М.Ю.Джафаров и Х.Хасмамедов. 23 февраля 1918 года в Тифлисе открылся Закавказский Сейм — законодательный орган Закавказья. В его состав вошли депутаты, избранные от Закавказья во Всероссийское Учредительное Собрание. Азербайджанская фракция Сейма состояла из 44 депутатов, представляющих партии “Мусават”, “Иттихад”, “Гуммет” и мусульманский социалистический блок. Лидером азербайджанской фракции являлся М.Э.Расулзаде.
Джадидское движение Туркестана тоже сформировалось в конце ХIХ — начале ХХ веков в качестве важного социального события. Особую роль в возникновении и развитии этого движения сыграли Махмудходжа Бехбуди (1875—1919), Абдурауф Фитрат (1886—1938), Мунаввар кары Абдурашидханов (1878-1931), Абдулла Авлони (1878-1934), Абдулла Кадыри (1894—1938), Абдулхамид Чулпан (1897—1938), Мухаммадшариф Суфизода (1880—1937), Хамза Хакимзаде Ниязи (1889—1929), Сиддики-Аджзи (1864—1927), Сирожиддин Сидки (1884—1934), Исхокхан Ибрат (1862—1937), Элбек (1898—1938), Боту (1904—1938) и другие. Они сформировали узбекскую джадидскую литературу, вознесли ее на высокий уровень. Новая литература пришла на смену используемому до того момента на протяжении тысячи лет традиционному искусству слова, ввели в узбекскую литературу новые роды и жанры (драма, рассказ, роман, литературная критика, публицистика), творили не только в считавшемся традиционным стихотворном размере аруз, но и в силлабическом размере. Этим самым они создали основу для широкого использования поэтами силлабического размера стихосложения и формирования его в качестве основного в поэзии. Хотя в большей части научной литературы считается, что джадидская литература зародилась в конце XIX — начале XX веков, официальное ее формирование имеет непосредственное отношение к произведениям Фитрата «Полемика» («Мунозара», 1909)‚ «Сайха» (1911) и «Рассказы индийского путешественника» («Сайёҳи ҳинди», 1912).
В конце XIX – начала ХХ веков образовалась Среднеазиатская джадидская пресса как «Таракки», «Хуршид», «Шухрат», «Туджор», «Садои Туркистон», «Самарканд», «Садои Фаргона», «Бухорои шариф», «Турон», «Ойина» и др.
Из вышеупомянутых можно сделать вывод, что в конце XIX — начале XX веков народы Азербайджана и Туркестана были под властью царской России, они трудились во блага иноземцев, их Родина превратились в сырьевой источник для колонизаторов.
Также происходили бурные события, развивались демократические движения, боролись за свободу и национальные интересы, джадиды стали первыми пионерами этих событий.
В результате этих событий, в Азербайджане создана Азербайджанская демократическая республика, а в Туркестане Туркестанская автономия (Кокандская автономия), которые жестоко подавлены позже пришедшие во всласти большевиками.
Abstract
The people of Azerbaijan and Turkestan at the end of XIX – the beginning of XX cc.
In XIX – the beginning of XX cc. on the world scene amplified the section of the world between the dominating powers. Development of the industry in quality and quantity not only could satisfy internal the market, and went beyond a border of the countries of the world. For attraction huge raw materials on the constant mode and sales of products of the industry new territories and foreign the market were necessary.
Imperial Russia carried out the of the plan step by step.
It at first won Azerbaijan which are closer to it, a bit later Turkestan.
Russia first of all in Azerbaijan developed oil industry.
From the middle of the XIX century Northern Azerbaijan turns into one of the most powerful economic centers of the Russian Empire. Control mode in the Turkestani general governorship from the very beginning had rigid military and police character.
In the sphere of economy imperial Russia quickly turned Turkestan in cotton a raw appendage of the mother country.
At a turn of the XIX—XX centuries not numerous groups of the educated Muslims of Turkestan looked for an exit from current situation, dreaming to revive, on the one hand, national culture and political independence of the people, and with another — to acquaint them with modern life, with achievements of a world civilization and progress. The all-Russian movement of Djadid in many respects relying on teachers and graduates the new methods of schools gradually began to be painted by regional specifics, anyway, reflecting features of position of regions of the Crimea, the Volga region, Central Asia and the Caucasus.
At the end of XIX — the beginning of the XX centuries the people of Azerbaijan and Turkestan were under the power of imperial Russia, they worked in the benefits of foreigners, their Homeland turned into a raw source for colonialists.
Also there were rough events, the democratic movements developed, fought for freedom and national interests, Djadids became the first pioneers of these events.
As a result of these events, in Azerbaijan the Azerbaijan Democratic Republic and in Turkestan the Turkestan autonomy (the Kokand autonomy) which are cruelly suppressed later come to power Bolsheviks are created.
Шохистахон Ульжаева,
доктор исторических наук
https://shosh.uz/uz/narodyi-azerbaydjana-i-turkestana-v-kontse-xix-nachalo-xx-vekov/