Post Views:
67
В многовековой нумизматической истории Ташкента есть несколько «белых пятен»; одно из них ― конец XVIII – начало XIX вв., когда город вышел из-под власти казахских ханов и управлялся местными хакимами (правителями, сочетавшими функции муниципальной исполнительной и судебной власти). Поскольку должности хакимов изначально были выборными, а исполнявшие их лица могли принадлежать к разным сословиям, то можно считать, что в этот период Ташкент был [восточно-]феодальной республикой.
В 1784 г., после смерти казахского хана Аблая, фактическим правителем города стал хаким Шейхантаурской части Мухаммад Йунус-ходжа ‘Умари (ок. 1756–1805) ― сын ‘Инайат-ходжи, потомок шейха Хаванди- Тахура (Шейхантаура), сына шейха ‘Умара Багистани. Придя к власти при поддержке казахских племён шанышкылы и канглы, он жестоко расправился со своими соперниками ― хакимами трёх остальных частей города (Бешагачской, Кукчинской и Сибзарской). Первое время Йунус-ходжа объявлял себя подданным бухарского хана, но к 1794 г. стал фактически независимым правителем Ташкента. К тому времени под его властью уже были южноказахстанские города Сайрам, Чимкент и Туркестан. В 1799 г. ташкентцы разбили кокандское войско на р. Чирчик. В 1803 г. Йунус-ходжа вторгся в Фергану, но был наголову разгромлен кокандскими силами под Гурумсараем (верхнее течение Сырдарьи), в результате чего Чимкент вошёл в состав Кокандского ханства, а в Туркестане закрепились бухарцы.
В 1215/1800–01 г. старший сын Йунус-ходжи Мухаммад-ходжа правил в Ташкенте в течение трёх лет. После смерти Йунус- ходжи (1220/1805 г.) Ташкентское владение, которым стали управлять его сыновья Султан-ходжа и Хамид-ходжа, пришло в упадок. В 1223/1808 г. власть над городом и округой была передана кокандскому хану, а ещё год спустя владение окончательно завоевано Кокандом. Но, хотя Ташкент потерял свою независимость, своеобразная внутренняя автономия в нём была сохранена: кокандский наместник был обязан править городом «по совету пятитысячников и знатных людей Ташкента».
На протяжении этого «республиканского» периода Ташкент имел и собственную денежную эмиссию: здесь чеканились танги из низкопробного сплава меди с серебром (биллон) и медные пулы (традиционное название ― фулус). Танги выпускались весом около 3,8 г и внешне напоминали позднеджанидские серебряные монеты, но несли на реверсе имя правителя ― Мухаммад Йўнуc-хваджа ‛Умари; на аверсе помещена калима ― мусульманский символ веры; монетный двор не указан (рис. 1). Немногочисленные известные экземпляры, сохранившие указание года чеканки, датированы 1204 г.х. (1789–90 г.). Медные монеты известны в двух метрологических параметрах: крупные ― диаметр 20–24 мм, вес ― около 4 г; мелкие (возможно, половинного достоинства) ― 14–17 мм, вес ― в пределах 2,4 г. На последних также помещалось имя Йунус-ходжи, но без нисбы ‛Умарū (рис. 2); на другой стороне ― инвокация на фарси «да будет благословенна будущая жизнь» или указание монетного двора ― «чекан Ташканда». Известны крупные экземпляры, чеканенные только на одной стороне (рис. 3).
Есть основания полагать, что выпуск медных монет в Ташкенте продолжался и при сыновьях Йунус-ходжи: это пулы с инвокациями и различными названиями монетного двора ― Ташканд, Фахира-и Ташканд и Шаш (древнее название Ташкентского оазиса), а также анэпиграфные с различными изображениями (хищник из породы кошачьих, птица, одна или две рыбы, фантастическое животное и др.). Однако отсутствие на монетах всех этих типов имен эмитентов, а на большинстве ― и дат чеканки (достоверно известны только анонимные пулы 1220/1805 г. с указанием монетного двора в виде эпитета Балда-йи Фахира; 3 рис.4) не позволяет считать бесспорной принадлежность их чекану Султан-ходжи или Хамид-ходжи; при отсутствии надёжных данных, уточняющих эту версию, равно вероятно, что они выпускались до установления в Ташкенте режима хакимата Йунус-ходжи, т.е. на протяжении XVIII в., при Джанидах или казахских ханах. Стоимостное соотношение медной и серебряной (биллоновой) монеты республиканского периода в Ташкенте, вероятно, в зависимости от размера и веса медных пулов, составляло от 24 до 64 пулов в танге, как и в Бухаре и Коканде XVIII–XIX вв. Данными о чеканке золотых монет в Ташкенте этого времени мы не располагаем. После присоединения Ташкента к Кокандскому ханству и вплоть до русского завоевания в 1864 г. здесь обращались медные, серебряные и золотые монеты Коканда и Бухары, а также монеты и в незначительном количестве кредитные билеты Российской империи.
В.Н. Настич
(Москва)
https://shosh.uz/uz/monetyi-tashkentskoy-respubliki-1784-1808-2/