Post Views:
281
Маджид Кадыри (Кадыров) (Абдул-Мажид Қодирий), настоящее имя Абдул-Мажидхон Кори Абдул-Қодирхон Қори угли (Қодиров) (2 октября 1886, Махалля Қори Ёгди, Ташкент — 5 октября 1938, Ташкент) — ученый, узбекский литературовед, автор первых учебников на узбекском языке по литературе, истории и математике, общественный деятель и публицист, один из основоположников джадидизма в Туркестане.
Биография
Маджид Кадыри (Кадыров) родился в 4 день месяца Мухаррам 1304 года по хиджре в семье служителя духовенства в махалле «Кори Ёгди» Шайхантахурского даха (части) города Ташкента. Закончил старогородскую школу, затем медресе. Начинал свою трудовую деятельность в Ташкенте с преподавания в тюркской школе «усули-савтия» (старометодная), позже в школах «усули-джадидия» (новометодная), затем в русско-туземной школе и медресе.
Владел персидским, арабским, османским, русским и английскими языками.
С 1906 года работал преподавателем математики в русско-туземной школе, до революции 1917 года преподавал и руководил средними учебными заведениями г. Ташкента.
С 1918 по 1921 гг. руководил старогородской «6-школой Турон», созданной движением джадидов в Ташкенте.
С 1918 года член Коммунистической партии.
С 1920 по 1921 гг – руководитель естественно-исторической педлаборатории в г. Ташкенте.
В 1921 году преподавал также в ташкентской школе Бойскаутов.
С 1921 года начал свою деятельность в Туркестанском Государственном Университете с преподавания узбекского языка на Старогородском рабочем факультете.
1921—1923 гг. – декан Рабфака Туркестанского Государственного Университета и по совместительству заведующий «Опытно-исследовательской» лаборатории при Университете.
23 марта 1923 года за особые заслуги присвоено звание «Героя труда».
1923—1925 гг.- директор музея Охраны природы.
В 1924 году также работал сотрудником Отдела Вакфов города Ташкента.
С 1925 года – сотрудник комитета Охраны древних памятников Средней Азии.
В 1925 году представлял Узбекистан на Парижской выставке. По пути в Париж останавливался в Берлине и встречался с узбекскими студентами, обучающимися в Германии.
С 1928 года руководил «Кабинетом физики» при Среднеазиатском государственном университете.
1928—1930 гг.- декан Рабфака при САГУ, а также заведующий кабинетом истории при университете.
В начале 1929 года был лишен членства в Коммунистической партии, в 1930 году был освобожден от всех занимаемых руководящих должностей. Поводом для лишения членства в Компартии и освобождения от занимаемых должностей послужили доносы яростных сторонников пролетариата и советской колонизации, которые достигли не малых успехов в «деле» устранения видных деятелей Средней Азии того времени. Кроме доносов, аресту также способствовали опубликованные в прессе в 1929—1930 гг. фельетоны с клеветническими измышлениями; подозрения, описанные в них, так и не были доказаны.
Маджид Кадыри и после 1930 года продолжал работать в школах и на Рабфаке САГУ.
В 1937 году был взят под арест сотрудниками НКВД как «враг народа». По официальным документам уголовного дела арестован 2 апреля 1938 года.
12 сентября 1938 года по решению «тройки» был приговорен к высшей мере наказания. Приговор (ВК ВС СССР, 05.10.1938 — ВМН) приведен в исполнение в самый кровавый день в истории Туркестана — 5 октября 1938 года (АП РФ, оп.24, дело 418, лист 114).
507 лучших представителей узбекской интеллигенции были расстреляны как «враги народа» в тюрьме для казней на Юнусабадском Ак-тепе; после обретения независимости на этом месте был воздвигнут мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий»).
Маджид Кадыри посмертно реабилитирован Военной коллегией ВС СССР 13.02.1958г. — за отсутствием состава преступления — и восстановлен в Компартию.
Семья
В семье Маджида Кадыри и его супруги Мехринисо-ханум Мирсагатовой было шестеро детей: сыновья Куддусхон, Рамзихон, Рашодхон, Эркинхон, Уткирхон и дочь Нафисахон.
Сведений о родителях Маджида Кадыри, к сожалению, не сохранилось, краткая информация содержится в автобиографии, которую собственноручно заполнил Кадыри для Комиссариата народного просвещения Узбекской ССР. Абдул-Кадырхон Кори, отец Маджида Кадыри, был служителем духовенства (оригинал автобиографии хранится в Центральном архиве Узбекистана). После ареста Маджида Кадыри сотрудниками НКВД как «врага народа» многие знакомые и родственники, боясь преследования со стороны органов НКВД, стали сторониться семьи. Мехринисо-ханум старалась всячески огородить детей от преследований, косых взглядов, старалась не заводить разговор о муже, о его и своих родителях.
Просветительская деятельность
Маджид Кадыри является автором первых учебников по арифметике (Мажид Кори, «Хисоб (Математикадан бошланғич таълим асослари)», Ташкент 1910 г. (переиздан в 1913 и 1915 гг. издательством «Туркистон Кутубхонаси»), географии (Мажид Кори, «Жугрофия», Ташкент 1911 г.) и книг по грамматике на чагатайско-тюркском (узбекском) языке, которые начали изучаться в «новометодных» школах «Турон». Учебно-издательской деятельностью занимались также такие известные джадидские педагоги как Саидрасул Азизи, Мунаввар-Кары Абдурашидханов, Мухаммад Расули, Шакирджан Абдурахимджанов, Абдулло Авлони, Хамза Ниязи, Абдулвохид Мунзим, Садриддин Айни и другие.
Успешное развитие учебного процесса в новометодных школах затруднялось отсутствием единых учебных планов и программ. Сторонники введения новых методов обучения в мусульманских школах неоднократно обсуждали этот вопрос на разных уровнях. В сентябре 1910 г. Мунаввар-Кори Абдурашидханов направил в Государственную Думу петицию о необходимости реформирования на государственном уровне школьного образования в Туркестане, введения единых программ и учебников. В мае 1914 г. эта же проблема широко дискутировалась представителями передовой национальной интеллигенции, собравшимися в доме судьи Шейхантаурской части г. Ташкента. Выступавшие обращали особое внимание на необходимость введения в новометодных школах единых программ обучения как средства повышения эффективности учебного процесса и обеспечения возможности свободного перехода учащихся из школы в школу. На собрании был избран комитет уполномоченных по выработке единой школьной программы, в который вошли педагоги новометодных школ: Мунаввар-Кори Абдурашидханов, Кори-Самиг Зияев, ШакирДжан, Мухаммад Расул Абдулла Авлони, работавший в это время также корректором газеты «Садои Туркестон», и учитель русско-туземной школы Абду-Маджид-Кори Кадыри (ЦГА РУз. ф. Р-461, оп. 1, д. 1260, л. 22.).
Джадиды Туркестана внесли огромный вклад в продвижение в образовательные заведения светских дисциплин наряду с реформированием и обновлением традиционных предметов, преподаваемых в школах, и оказали неоценимую поддержку малоимущим семьям в получении знаний. Их усилиями были созданы благотворительные общества «Турон» в Ташкенте, «Тарбияи атфол» в Бухаре, «Ғайрат» в Коканде, более десяти предприятий, издательств, библиотек. Основателями первого благотворительного фонда-общества — «Жамияти хайрия» в 1909 году стали Мунавваркори и Авлоний. В 1913 году на базе общества «Жамияти хайрия» интеллигенцией, представителями знати и состоятельными людьми Ташкента было создано общество «Турон». При этом обществе были организованы драм-труппа, библиотека с читальным залом «Турон», издательство «Туркестанская библиотека», а также выпуск газеты «Турон». «6-школой Турон» с момента учреждения в 1918 году до перехода в Туркестанский Государственный Университет в 1921 году руководил Маджид Кадыри.
В 1923 году в целях пропаганды новометодных образовательных программ джадидами Ташкента принимается решение о создании общества «Нашри- маориф» (просветительское издательство), о чём сообщалось в газете «Туркистон» 1 января 1923 года.
Основателями данного общества выступают Мунаввар қори Абдурашидхонов, Маннон Рамз Шокиржон Раҳимий, Заҳириддин аълам Элбек, Шаҳид Эсон, Салимхон Тиллахонов, Ҳамид Сулаймон, Холмуҳаммад Охундий и Мажид Қодирий.
Маджид Кадыри был яростным сторонником освобождения Туркестана путём проведения преобразований в сфере образования и повышения уровня грамотности узбекского народа.
Профессор Наим Каримов в статье «Возникновение джадидизма как первоосновы национальной идеи» описывает джадидов Туркестана: «Лучшие представители джадидизма, а их немало, служили народу и родине. Вся их жизнь была отдана великой исторической миссии — просветить угнетенный народ, показать ему дорогу к счастливой и зажиточной жизни, воспитать в нём чувство собственного достоинства, чувство хозяина той земли, на которой жили его предки и на которой они живут. Джадиды были во всех отношениях передовыми людьми своего времени». Именно таким человеком запомнился людям этот интеллигентный, высокообразованный просветитель, сын великого узбекского народа, герой своего времени — Маджид Кори Кадыри.
Опубликованные статьи
- Эски шахар Шайхантохур даха Окмасжид махалласидаги 3 болалар богчасида «Ишчи факультети» очилур. «Кизид байрок». 10 ноября 1921 г.
- Эски Тошкент факультети тугрисида. «Кизид байрок». 1 августа 1922 г.
- Тажриба кабинетлари. «Кизид байрок». 13 апреля 1923 г.
- Ахлоксиз болалар уйи очилсин. «Туркистон», 13 января 1924 г.
- Укиш йилига объём. «Туркистон», 31 октября 1924 г.
- Маориф уйининг расм кушоди. «Туркистон», 17 июля 1924 г.
- Зарафшон музофотида тарих, осориатикалар кумитаси. «Кизил Узбекистон» 16 марта 1925 г.
- Узбекистон музаси. «Кизил Узбекистон» 24 марта 1925 г.
- Бойларнинг мактаниш уяси. Журнал «Ер юзи», № 2, 1925 г.
- Париж хотиралари. Журнал «Ер юзи», № 3, 1925 г.
- Парижда Узбекистон. Журнал «Ер юзи», № 7, 1926 г.
- «Нозик маданият» жойлашган ер. Журнал «Ер юзи», № 20, 1927 г.
- Жахон йулларининг манзили. Журнал «Ер юзи», № 23, 1927 г.
- Чопкир отлар. Журнал «Ер юзи», № 25, 1927 г. и др.
Сталинский террор (Политическая репрессия)
Имя Маджида (Маджита) Кадырова, включено в т. н. «Сталинские расстрельные списки» по Узбекской ССР. В эти списки включались партийные, хозяйственные, военные и научные руководители высшего и среднего звена. Списки составлялись органами НКВД после окончания следствия и передавались на утверждение в Политбюро ЦК ВКП(б). После утверждения 2-5-ю членами списки вместе со следственными делами передавались для «юридического оформления» в Военную Коллегию Верховного Суда СССР. Списки были разбиты на категории, отнесение к 1-й категории (таких было подавляющее большинство) означало приговор к расстрелу. ВКВС (в данном случае — её выездная сессия в Ташкенте) судила в т. н. особом порядке, без участия прокурора и адвоката, на рассмотрение одного дела уходило не более 20-30 минут, приговор был окончательным, обжалованию не подлежал и приводился в исполнение в течение ближайших часов после вынесения. Список, в который был включен М.Кадыров, 12.09.1938 г. был утвержден Сталиным, Молотовым и Ждановым. (Информация Фонда «Мемориал» 2009 г.)
Данный материал для публикации отправил правнук Маджида Кадыри Фарруххан Пулатов, за что мы ему благодарны
https://shosh.uz/uz/madjid-kadyiri-abdulmajid-qodiriy-2/