Post Views:
1 500
Народ, давший название нашему государству и издавна проживающий на данной территории – это узбеки. В основе формирования узбекского народа лежит длительный исторический процесс.
Первым этническим пластом, вошедшим в состав узбекской народности, было древнее население края – согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, кангюйцы, а также широко расселившиеся по территории Средней Азии представители крупнейших кочевых империй –кушаны, древние хунны, эфталиты. Эти племена являются историческими предками узбекского народа.
Второй этнический пласт этногенеза узбеков начиная с эпохи раннего средневековья составила следующая мощная волна тюркоязычных племен – древние тюрки и позже гузы, кипчаки и караханиды также широко расселившиеся на данной территории. В результате к концу Х – ХI вв. узбеки в основном сложились как народ. Новые пласты добавлялись и в дальнейшем, особенно в ХVI-XVIII вв. Тогда же и пришло название «узбек»i.
Тюрки – крупнейший этнический пласт, вошедший в состав узбекского народа. Сам этнический состав тюркоязычных групп населения Средней Азии за длительный исторический период подвергался серьёзным изменениям.
К середине VI в. н.э. из объединения племен и народов Алтая, Семиречья и Средней Азии сложилось крупное политическое объединение – «тюрков», распространившее свою власть и влияние на огромное пространство Евразийского континента. Вхождение территории региона в обширное государство – Тюркский каганат – было одним из важных этапов в формировании узбекского народа, определившем многие черты его этнического облика, языка и культуры.
Период раннего средневековья в истории Узбекистана отмечен бурными политическими событиями, частыми вторжениями завоевателей. И в то же время были развиты древние торговые маршруты ВШП, определившие направление культурных контактов с Востока на Запад. Связанная с этими факторами подвижность населения определила общность этнической истории многих народов Центральной Азии.
Огромную роль в формировании этнических процессов в Средней Азии играли традиционные связи населения земледельческих оазисов и скотоводческих тюркоязычных племён.
На протяжении многих веков кочевники и полукочевники большими миграционными потоками и мелкими группами непрерывно переселялись в оазисы, оседали среди земледельцев, постепенно смешиваясь и сливаясь с местным населением. Этот процесс, сопровождавшийся тюркизацией части жителей оазисов особенно усилился во второй половине VI в. в период Тюркского Каганата.
После распада каганата на две части: Восточнотюркской и Западнотюркской, оседлоземледельческие оазисы Моварауннахра и Хорезма оказались под верховной властью Западнотюркского каганата.
Период вхождения Средней Азии в Тюркский каганат характеризуется активным сотрудничеством местного населения и кочевников в рамках международной торговли и дипломатии по древним трассам ВШП.
Такое экономическое сотрудничество определялось не только территориальной общностью подданных одной империи. Во многих областях Средней Азии наблюдалось интенсивное включение тюрков в сферу городской оседлой цивилизации, перенимание
традиционных форм ремесла. Тюрки имели большой опыт добычи и плавки железа. В то же время многие кочевники перенимали технику возделывания сельскохозяйственных культур и переходили к оседлости. Создание поселений согдийскими колонистами в Центральной Азии способствовало не только развитию торговли и оживлению экономической жизни в глубинных районах степи, но и проникновению сюда сельскохозяйственной техники, земледелия и орошения. Это привело к перестройке общественного и семейного быта, перенятию культурных традиций, обрядов, связанных с земледелием. Происходило формирование единой системы ценностей для двух групп населения.
Китайский путешественник Сюань Цзань посетивший страну в 630 году, в своих хрониках отметил, что уже в VII веке вся территория между Амударьёй и рекой Чу в культурном отношении представляла одно целое – одежда, письмена, язык — были общеупотребительны.
Материальная культура Средней Азии времени её вхождения в каганат отражает общность местных оседлых народов и кочевников тюрков. Это особенно ярко проявлялось в предметах, связанных с аристократической средой среднеазиатского общества, позволяя делать выводы о складывании в этот период синтеза местных и кочевых культур.
Археологические находки на территории современного Узбекистана вещественных источников показывают, что в VI-VIII вв. в регионе сформировался особый художественный стиль, который объединял традиции восточно-степных народов и преемственность местных культурных форм оседло земледельческого населения.
У истоков раннесредневекового синтеза культурных традиций стоит местное культурное наследие. Главным содержанием искусства этого периода становится мифология и прославление царствующих особ.
Знаменитая настенная живопись в Самарканде (дворец ихшидов); живопись в резиденции владетелей Бухарского оазиса (руины дворца – на Варахше) — явления исключительные; свидетельство эпического склада художественного мышления согдийских мастеров. Настенную живопись дворцов отмечает огромная сюжетная и предметная насыщенность – это настоящий исторический источник, энциклопедия сведений о жизни народа и художественных традициях того времени. Она отвечает нравственному и эстетическому идеалу не только местного населения, но и созвучна легендам древнего героического эпоса степных народов.
С VI века, с появлением общности исторических судеб народов, населявших территорию страны, постепенно складывалось единство вкусов, эстетических канонов, нравственных критериев, традиций, черт быта, произошел, так называемый, «Среднеазиатско-тюркский синтез».
Когда мы рассуждаем о культуре, тем более, о её взаимосвязи с вопросами этногенеза, большое значение приобретает проблема формирования языка народа, которая неразрывно связана с историей происхождения и формирования носителей данного языка.
Процесс этнического сплачивания разных племен в период вхождения Средней Азии в каганат сопровождался сближением их языков, происходило развитие не только народа, формировался единый язык, общеупотребительный для различных этнических групп населения, проживающих на данной территории.
Диалектический состав современного узбекского языка отражает всю сложность компонентов, обширную группу говоров и языковых особенностей, которые легли в основу языка.
Часть тюрков, которая не подверглась влиянию местного зороастрийского населения, продолжала исповедовать шаманизм, культ предков, культ «духа синего неба» (Тангри), Земли – Воды (Ер-Сув) и христианства – которые являлись культами каганата.
В период политического господства на территории Средней Азии тюрки практиковали религиозную и культурную толерантность, открытость к восприятию новых религиозных идей.
Эпоха Тюркского каганата отличалась веротерпимостью, наличием множества религиозных систем, которые исповедовало население. На территории некоторых областей религиозные обычаи и обряды тесно переплетались и образовывали синтез религиозных убеждений. По мнению А.Н. Бернштама «в Семиречье появились в этот период новые синкретические формы религиозного культа на основе занесенного согдийцами — переселенцами зороастризма и «шаманских воззрений тюрков».
Этническая история народа в эпоху Тюркского каганата определилась консолидацией тюркских племен, заложив основы формирования крупного тюркского этнического пласта на базе ряда тюркоязычных племен Средней Азии.
М.А. Кохановская,
Государственный университет мировых языков
«Происхождение узбекского народа: научно-методологические подходы, этногенез и этническая история»
Материалы республиканского научно-теоретического семинара, 19-20 ноября 2004 года, город Ташкент
i*О.Ата-Мирзаев, В. Геншке, Р. Муртазаева. «Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект». Ташкент, 1998.
https://shosh.uz/uz/etnogenez-uzbekskogo-naroda-v-period-tyurkskogo-kaganata/