Post Views:
48
Ushbu shoshchada II-IV asrlardan boshlab O‘rta Osiyoga kelishni boshlaganlar arman millatiga mansub vatandoshlarimiz to‘g‘risida so‘z yuritiladi.
АРМЯНЕ
Самоназвание — хай. Народ, основное население Армении. Язык — армянский, самостоятельная ветвь индоевропейской семьи языков. Верующие — в основном христиане-монофиситы, есть католики, протестанты.
Армяне в Узбекистане:
1926 г. — 14 976
1979 г. — 42 374
1989 г. — 50 537
2000 г. — 42 359
Появление армян в Среднеазиатском регионе относится к III-IV вв. н.э. и связано с распространением христианства. Преследуемые в Римской империи приверженцы новой религии устремились на Восток — в Иран, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. В те времена Армения, первая принявшая христианство в качестве официальной государственной религии, находилась в политической зависимости от Ирана, а затем была разделена между ним и Византией.
Как показывают исследования последних лет, распространение христианства в Средней Азии связано не только с гонениями на людей новой веры в Византии и Сасанидском Иране, но и с торговлей на Великом шелковом пути. В составе миссионерских групп нередко оказывались купцы-христиане, среди которых было немало армян. Некоторые торговцы и миссионеры осели здесь навсегда.
Попадали в Среднюю Азию армяне и в составе армий, как Ирана, так и Парфии. Так, в 599 г. иранский шах назначает армянского полководца Смбата Багратуни военачальником армяно-персидского войска и посылает его завоевывать страну кушанов. Одержав несколько побед, он подчиняет большой район Туркестана и становится здесь наместником. Есть сведения о том, что во время походов в страну кушанов был основан армянский город.
О том, что на территории Средней Азии издавна существовали армянские поселения, свидетельствуют раскопки и сохранившиеся документы. Так, на городище старого Термеза археологи обнаружили христианский храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв. Довольно значительное количество армянских ремесленников — строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов привез в Самарканд Амир Темур, подтверждение чему находим в книге испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо. Во время второго похода Темура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население.
Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци. Вскоре он стал католикосом местных христиан. Впоследствии, при Улугбеке, небольшая часть армян была обращена в мусульманство. Однако многие оказали сопротивление и остались христианами.
В различные регионы Средней Азии, преимущественно в города, армяне группами и в одиночку переселялись и в последующие века. Это были торговцы и ремесленники, селившиеся не только в крупных, но и в провинциальных городах, даже на границе с Китаем и Индией. Особенно тесные связи армянские купцы из Ирана, Турции и Индии имели с деловыми людьми Бухарского и Кокандского ханств.
В середине XIX в. выходцы из Армении, главным образом мужчины, появились в Туркестане в ходе завоевания имперской Россией Средней Азии. Они переселялись из Зангезура, Карабаха, Западной Армении. Активное освоение армянами центральных районов Туркестанского края началось в связи со строительством железной дороги Красноводск—Самарканд. Руки умелых кавказских ремесленников пришлись очень кстати при возведении вокзалов и мостов, паровозных депо и каменных домов, сооружаемых новыми правителями края.
Имелась и другая причина: русские офицеры и чиновники, в большинстве своем не владевшие языком местного населения, вынужденно прибегали к услугам толмачей (переводчиков). Первыми посредниками между русскими и тюркоязычными жителями края были татары и башкиры, которых вскоре потеснили армяне, свободно владевшие турецким или персидским языком (так как историческая Армения в то время была поделена между этими азиатскими державами). И что было немаловажно для российских властей — армяне были христианами.
Имперские власти на первых порах поощряли армян, стремившихся переселиться в Среднюю Азию. Одна из московских газет писала об армянских переселенцах: “Этот честолюбивый и очень способный народ, несмотря на свою, сравнительно с другими жителями Туркестана, малочисленность, играет выдающую роль как в экономическом, так и в культурном отношении”. Когда же поток переселенцев стал увеличиваться и армяне Кавказа, Турции и Ирана стали заселять города Зарафшанской и Ферганской долин, а также Ташкент, российская администрация сочла необходимым значительно ограничить его. Объяснялось это опасением, что ловкие и опытные армянские купцы и предприниматели вытеснят “русский элемент” из экономики Туркестанского края.
По данным статистики, в 1895 г. в Самаркандской области проживало 167 армян, из них в самом Самарканде — 161 (153 мужчины). Если в первые годы после российского завоевания в Самаркандской, Ферганской областях проживало армян меньше, чем в других районах Средней Азии, то за десять лет, с 1,902 по 191 3 г., армянское население Ферганской области увеличилось на 2130 чел. и составило 3292 чел., из них в городах — 1602 чел., на селе — 1690 чел.
Цифры показывают, что, несмотря на ввод ограничений со стороны царской администрации, число армянских переселенцев в Туркестанском крае продолжало расти. Соответственно, расширялась и сфера их жизнедеятельности — в городах появились ремесленные мастерские и фабрики, винодельни, бани, гостиницы, доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе.
С конца XIX в. на территории нынешнего Узбекистана учреждаются армяно-григорианские приходские школы. Преподавание в них, за исключением Закона Божьего, строго предписывалось вести на русском языке.
В начале XX в. армянская диаспора становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и ее благосостояние неуклонно растет.
В 1903 г. католикос Мкртич специальным церковным указом поздравлял “господина Татевоса Овсепянца, усилиями и надзором которого построена армянская церковь Святой Богородицы в Самарканде” (с 1899 г. здесь действовал армяно-григорианский молитвенный дом). В 1908 г. и в Ташкенте была построена армяно-григорианская церковь.
В начале 20-х гг. в Туркреспублике формируется Армянское Центральное бюро. При нем поэтапно было создано 1 3 школ, три дошкольных учреждения, клуб и три библиотеки. В печатном органе Туркомнаца “Жизнь национальностей” 1 1 сентября 1922 г. была помещена обширная статья об армянской диаспоре Туркестана.
В советский период армянская диаспора Узбекистана еще более увеличилась, как за счет естественного прироста, так и в связи с миграцией отдельных семей и специальным переселением из Армении. В 1970-х гг.только в крупных городах республики (Ташкент, Самарканд, Коканд, Андижан, Бухара) проживало более 5 0 тыс. армян.
Армяне внесли заметный вклад в развитие экономики, искусства, культуры и просвещения республики, имена наиболее известных из них навсегда вошли в историю Узбекистана. Среди них известная танцовщица Тамара Ханум, народные художники Узбекистана В. Н. Еремян (1897—1963), О. К. Татевосян (1889—1974) . Н. Г. Карахан (1900—1970), Р. А. Агбальян, Р. П. Аванян (1932), музыкальный деятель А. Н. Петросянц (создал в 1938 г. Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов) , музыковед Т. О. Головянц и многие другие.
По состоянию на 1960 г. среди 207 научных работников Узбекистана армянской национальности было 8 докторов и 54 кандидата наук, в 1967 г. — уже 12 докторов и 84 кандидата наук.
После распада СССР и образования независимых государств армянская диаспора республики стала сокращаться в связи с переселением в другие страны — прежде всего Армению, Россию, Украину, США, Францию.
В. Л. Германов, при использовании материалов Р. Назарьян
Литература
АлпояджянА. История армян-переселенцев. Никосия (Кипр), 1941. Т. 1.
Амитин-Шапиро 3. Л., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935. С. 51.
Армяне. Ереван: Луйс, 1991.
Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент: Изд-во мед. лит-ры им. Абу Али ИбнСино, 1998.
Григорьянц А. А. Армяне в Средней Азии (вторая половина XIX в. — 1917 г.). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984.
Он же. Армянская Апостольская церковь в Средней Азии // К истории христианства в Средней Азии (XIX—XX вв.). Ташкент: Узбекистан, 1998. С. 201—208.
Гундоглыев О. А. Некоторые данные о христианстве в Закаспийской области (конец XIX—начало XX вв.) // К истории христианства в Средней Азии. Ташкент, 1998.
Записки о Бухарском ханстве. Отчеты П. И. Демезона и И. В. Виткевича. М., 1983.
Киракосян Дж. С. Младотюрки перед судом истории. Ереван: Айастан, 1989.
Марр Н. Надгробный камень из Семиречья с армянской надписью 1323 г.//Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1893—1894. Т. 8.
Масальский В. И. Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга / Под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. СПб.: Изд-во А.Ф. Девриена, 1913. Т. 19.
Назарьян Р. Обретение храма // Луйс (Самарканд). 1996. № 5
Он же. Сферляя Азия и армяне // Луйс (Самарканд). 1996. № 6.
Он же. Столетие на берегу Зарафшана // Луйс (Самарканд). 1997. № 3—4.
Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии. М., 1984.
Рюи Гонзалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403—1406). М.: Наука, 1990.
Семенов-Тян-Шанский П. П. Путешествие в Тянь-Шань. М., 1958.
Слуцкий С. С. К семиреченским несторианским надписям // Древности восточные. М., 1891 . Т. 7. Вып. 2.
ЦГА РУз. Ф. Р-34, оп. 1, д. 2223, л. 8.
Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.
https://shosh.uz/uz/armanlar-etnicheskie-menshinstva-armyane-2/