Некоторые мысли о турецких исследованиях по истории Туркестана, Туркестанской Автономии и джадидизма


Post Views:
10

Интерес османской интеллигенции к восточным тюркам, появившийся в последний период Османского государства, трансформировался в систематические исследования в Республике Турция, образованной в 1923 году. Основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк и его сподвижники придавали особое значение общетюркской истории. Не останавливаясь на этом, в учебники истории была включена тюркская история до переселения турков в Анатолию. В то время как создание Туркестанской автономии окончилось поражением, исследования представителей интеллигенции Туркестана, Кавказа, волго-уральского региона и других тюркских регионов оказали большое влияние на формирование нового взгляда на турецкую историю.

Во времена Ататюрка турецкие историки пытаются связать древние цивилизации Анатолии с турецкой историей, но в то же время утверждается связь между турками и древними цивилизациями Азии. Таким образом скифы, гунны, Тюркский Каганат, Уйгурский Каганат, Караханиды, Тимуриды и Бабуриды были признаны как тюркские государства и часть турецкой истории, и были включены в образовательную программу начальной школы. Руководство республики поддерживало исследование и переводы, связанные с общетюркской историей. Многочисленные ученые- представители различных тюркских народов, такие как Зеки Велиди Тоган, Садри Максуди Арсал, Юсуф Акчура, Ахмет Агаоглу, Хамит Зюбейр Кошай, Мустафа Чокай, Мехмет Эмин Ресульзаде, Тахир Чагатай, Саадет Чагатай, Абдульвахап Октай, Абдулькадир Инан и многие другие, оказали большое влияние и внесли неоценимый вклад в развитие турецкой историографии и исследований по истории восточных тюрков.

Под воздействием ученых из тюркского мира в Турции сформировался взгляд на турецкую историю как часть общетюркской истории и взгляд на различные тюркские народы как на части единой тюркской нации. Не смотря на то, что в период Ататюрка произошло политическое сближение с СССР и тюркские ученые, ведущие анти-советскую деятельность были вынуждены выехать из Турции, в целом научная деятельность, направленная на освещение колониальной политики царизма и давления в СССР, продолжились. Под воздействием ученых- эмигрантов появление национальных республик понимается как проявление политики разъединения единого Туркестана. Вследствии установления этого взгляда, в последующем, после обретения республиками независимости не смотря на то, что в других гуманитарных дисциплинах (особенно политология, международные отношения) укрепляется понятие региона как Центральной Азии, в турецкой историографии понятие Туркестан продолжает использоваться. Таким образом, до сих пор среди турецких историков популярно понятие Туркестан, как следствие значения слова (страна тюрков), так и под воздействием историографической традиции, установившейся в ранние республиканские годы.

Вместе с распадом СССР и появлением пяти независимых республик Туркестана, восстановились связи между тюрками этого региона и Турцией, которые были прерваны в советский период. Вследствие быстро установившихся взаимосвязей в гуманитарных науках посредством академического обмена, совместных конференций и переводов, современные понятия национальных идентичностей тюркских республик оказали влияние на турецкие исследования по региону. В этот период становятся популярными не исследования по всему региону, а по отдельным республикам. В связи с тем, что были образованы совместные университеты и развилось научное сотрудничество с Казахстаном и Кыргызстаном, количество научных работ, посвященных этим республикам, оказалось в разы больше, чем работ по Узбекистану или Туркменистану. В наши дни многие турецкие исследователи, начиная с лингвистов, специализируются только на одной из стран региона. Вместе с этим параллельно продолжает существовать восприятие единого Туркестана в исследованиях по таким темам как джадидизм, Туркестанская автономия и другим историческим событиям, связанным с историей всего населения Туркестана. После 1991 года увеличилось число исследователей, занимающихся историей Туркестана. Среди турецких исследователей, изучающих джадидизм и Туркестанскую автономию можно выделить таких исследователей как Мехмет Сарай, Ахад Андиджан, Ахмет Канлыдере, Сейфеттин Эршахин, Абдульвахап Кара.

В целом, касательно турецких исследований по истории Туркестана можно выделить следующие моменты:

1) В Турции исследования по истории восточных тюрков и центральноазиатских корней турецкого народа были инициированы и поддержаны во времена Ататюрка с целью укрепления национальной идентичности.

2) Турецкий взгляд на джадидизм и историю Туркестана вплотную связан с турецкой историографической традицией, сформировавшейся во времена Ататюрка.

3) Взгляд на регион и новые отношения с независимыми республиками Центральной Азии на первом этапе были основаны на вышеуказанном историографическом наследии.

4) Под воздействием этого наследия укрепилось понимание общей тюркской истории и понятие о Туркестане как о едином регионе. В связи с этим турецкие историки в своих исследованиях продолжили использовать термин Туркестан, тогда как в работах по политологии и международных отношениях в основном получило распространение название Центральная Азия.

5) Среди эмигрантов, приехавших из различных уголков тюркского мира в Турцию в период 1905-1991, особенно туркестанцы и казанские татары оказали большое влияние на научные исследования в Турции.

6) Среди исторических личностей, оказавших влияние на турецкую историографию выделяется Мустафа Чокай. В работах Чокая Туркестан предстает как единый регион туркестанцев. Язык журнала Йаш Туркестан был выбран в соответствии с этим взглядом. Так как такое понятие Туркестана было свойственно и турецкой историографии, как сам Чокай, так и его ученики продолжили влияние тюрков эмигрантов на турецкую историографию.

7) Ведущие научную деятельность туркестанцы продолжили борьбу за свободу Туркестана в эмиграции и донесли свое видение Туркестана новым поколениям.

8) Так же как эмигранты из Туркестана в советское время, многочисленные исследователи из региона своими научными работами и переводами продолжают оказывать влияние на турецкую историографию Туркестана.

9) Не смотря на то, что взгляд на Туркестан как единое целое сохранился, с распадом СССР и появлением независимых центрально-азиатских республик, советское наследие стало оказывать влияние на представления о регионе в Турции. С одной стороны это влияние реалий существования отдельных стран в регионе, с другой стороны влияние идеологических сторон советского наследия.

10) После 1991 года наблюдается появление многочисленных исследований по джадидизму. Однако большинство турецких работ по джадидизму посвящены Исмаилу Гаспринскому и джадидам региона Волги и Урала. Таким образом туркестанские джадиды изучены меньше. Среди возможных причин такого положения можно назвать центральную роль Крыма и Казани в джадидском движении, а также недостаточное развитие научных связей с Узбекистаном после обретения независимости.

Dr. Bekir Tümen SOMUNCUOĞLU
Associated Professor

Список литературы:

  1. Togan Zeki Velidi (1980), Bugünkü Türkili, Türkistan ve Yakın Tarihi, istanbul, Enderun Yayınevi.
  2. Abdülvahap Kara, Hokand Muhtariyeti,
  3. Kara Abdülvahap (2002), Türkistan Ateşi Mustafa Çokay, İstanbul, Da Yayınları.
  4. Hıdıraliyev Darhan(2001), Mustafa Çokay, Ankara, Yeni Avrasya Yayınları,
  5. Çağatay Tahir, Oktay Abdülvahap (1952),Türkistan’a dair bazı cereyanlar hakkında görüşlerimiz, İstanbul, .
  6. Çağatay Tahir (1962), Kızıl Emperyalizm, Ankara.
  7. Çağatay Tahir (1959), Türkistan Kurtuluş Hareketi ile ilgili olaylardan Sahneler, Ankara, Yaş Türkistan.
  8. Kanlıdere Ahmet (2014), Türk Basınında Türkistanlı Ceditçilerin Kültürel Faaliyetleri (1910-1914), Marmara Türkiyat Araştırmaları Dergisi, cilt 1, sayı 2, 167-176.
  9. Kanlıdere Ahmet (2004), Sovyet ve Türk Tarih Yazıcılığında Rusya Müslümanlarının Düşünce Tarihi, Türkiye Araştırmaları Literatür Dergisi, cilt 2, sayı1, 149-181.
  10. Erşahin Seyfettin(2003),“Türkistan’ın “Verilen Bağımsızlıktan“, “Alınan Bağımsızlığa“ Yürüyüşü Üzerine Bazı Değerlendirmeler“, Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, XLIV/1, ss. 313-343.
  11. Erşahin Seyfettin (1999), Buhara’da Cedidcilik-Eğitim Islahatı Tartışmaları ve Abdurrauf Fıtrat (XX. Yüzyıl Başları), Dini Araştırmalar, cilt 1, s. 3, 213-255.
  12. Andican Ahat (2003), Hariçte Türkistan Mücadelesi, İstanbul. Emre Yayınevi.
  13. Kavuncu Ayşe Çolpan(2017), Social Research About Central Asia in Turkey, CESS-Bishkek (yayınlanmamış tebliğ)
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x