Post Views:
3
Судьба Туркистанской Автономии и Туркестанское национальное движение
В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот, приведший к власти коалицию наиболее радикальных частей социал-демократической и социал-революционной партии, большевиков и левых эсеров. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней.
К 1917 г. джадидизм от просветительства уже поднялся до уровня политического движения. В течение того же 1917 г. четыре раза проводился Всетуркестанский курултай (съезд) мусульман. На I съезде, проходившем с 16 по 23 апреля 1917 г. в Ташкенте, была выдвинута идея об образовании Туркестанской автономии в составе демократической России.
Эта идея стала первым шагом туркестанских народов на пути восстановления национальной государственности. На последнем заседании съезда было принято решение об образовании центрального руководящего органа – Туркестанского краевого мусульманского совета (Краймуссовета). Цель его формирования предполагала объединение разрозненных, не связанных друг с другом мусульманских обществ, комитетов и союзов, чтобы придать национальному движению организованный характер.
Председателем Краймуссовета был избран Мустафа Чокай, секретарем – Ахмад Заки Валиди, членами президиума – Мунаввар Кары, Махмудходжа Бехбуди, Абиджон Махмудов, Убайдулла Ходжаев, Ташпулатбек Норбутабеков, Ислам Шаахмедов и др.
Под руководством Мунаввара Кары и Садриддинхана-афанди был создан Ташкентский комитет. Были также образованы его Самаркандское (возглавляемое Махмудходжой Бехбуди) и Ферганское (под руководством Насырхан-туры) отделения. В качестве печатного органа Краймуссовета стала выходить газета «Нажот» (редактор Мунаввар Кары), позднее – газета «Кенгаш» (редактор Валиди).
Однако давние, еще с начала века, разногласия между джадидами и духовенством привели к расколу в рядах демократического движения. 14 марта 1917 г. в Ташкенте была создана «Шурои Исломия», в деятельности которой большую роль играл Мунаввар Кары.
Организационно раскол выразился в выходе духовенства и их сторонников из «Шурои Исломия», и в июне 1917 г. был создан «Шурой Уламо» (Совет духовенства). Серали Лапин заложил основу его филиала в Ташкенте.
Вскоре «Шурой Уламо» был образован в Коканде. Наличие между двумя организациями идейных противоречий в вопросе о будущем политическом устройстве государства не позволило им прийти к согласию. «Шурои Уламо» провозглашал в своей программе осуществление деятельности в соответствии с традициями ислама.
Для пропаганды своих идей «Шурои Уламо» стал издавать журнал «Ал-Изох» (редактор Абдумалик Ходжи Набиев).
Мустафа Чокай, ставший жертвой идейной борьбы двух организаций, вспоминал впоследствии: «Противоречия между «Шурои Уламо» и «Шурой Исломия» ослабляли нашу общую борьбу и расстраивали наши дела. С другой стороны, политическая программа «Уламо» давала оружие против нас… врагам национального движения».
10–11 сентября в Ташкенте работал II краевой мусульманский съезд, созванный по инициативе «Шурои Исломия».
В рассматриваемый период политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немногочисленным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой процент населения составляло казачество, бывшее при царизме привилегированным сословием. Казахи в большинстве своем поддерживали партию «Алаш» и мусульманские политические организации. Осенью 1917 г., накануне переворота, большевики практически не обладали авторитетом на территории Казахстана. Однако особенности политической ситуации, связанные с колониальным статусом этой окраины России, привели к установлению в ряде крупных городов Советской власти уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота.
26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркистон мухториати – узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти – Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухториати» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра – революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство.
В феврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Напуганные событиями 1916 г., они больше боялись антиколониальных выступлений «туземных» народов, чем «диктатуры пролетариата». Любая власть в метрополии рассматривалась ими как гарант сохранения привилегий европейцев в крае.
Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес стало провозглашение Туркестанского Мухтариата во главе с Временным Советом. Президентом и главой Временного правительства Туркестана стал М. Тынышбаев, министром иностранных дел – М. Чокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие.
Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на 6 ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям.
Свержение правительства Туркистон мухторияти было воспринято туркестанцами как новое свидетельство наличия агрессивных планов России в отношении Туркестана и они с оружием в руках поднялись на защиту своей Родины от завоевателей, тем самым было положено начало массовому антисоветскому движению в Туркестане. Характер этого движения, представлявшего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был зримо выражен в политических требованиях того времени: «За свободу Туркестана от России», «За Туркестан без притеснителей», «Туркестан туркестанцам». Особенно яркие страницы вписали в самоотверженную борьбу за свободу и независимость края жители Ферганской долины, являвшейся ранее центром зарождения многих народных выступлений против колонизаторской политики царского самодержавия.
Повстанцы в основном были представлены коренным населением – узбеками, киргизами, таджиками, казахами, туркменами, а также уйгурами, персами, цыганами, «бухарскими евреями». Но в рядах движения воевало немало и русских офицеров, русского крестьянства. Имелись представители турецких и афганских военных. Спровоцированное абсурдной политикой советской власти, массовое вооруженное сопротивление сопровождалось бесчисленными жертвами. Против участников повстанческого национального движения к началу 20-х годов была сосредоточена вооруженная сила Красной армии численностью около 100 тыс. человек. Им противостояли 60 тыс. моджахедов, в том числе в Ферганской долине – 26 тыс. Общие потери туркестансцев (убитыми, взятыми в плен, тяжело раненные) составляли, по подсчетам Б.Хайита, примерно 700 тыс. человек. Советские вооруженные силы лишились к 1921 г. 250 тыс. солдат и офицеров.
На характер освободительного движения заметное воздействие оказало острое соперничество за идейное руководство повстанческим движением, развернувшегося между джадидами и уламоистами (духовенство). На первых порах проявлялось сильное влияние джадидов (членов «Шурои-Исломия», «Иттиход ва тараккий», «Миллий иттиход», «Миллий истиклол»), в последующем – радикализированного духовенства. Об этом наглядно свидетельствует смена политических лозунгов. Первоначально руководители моджахедов призывали преимущественно к разгону Советов, к необходимости восстановления «Туркистон мухторияти», затем превалирующим стал лозунг: «Джихат и газзават».
Из трагических событий, связанных с Туркестанской автономией, в Коканде в конце 1917 – начале 1918 гг. можно было сделать вывод, что акт устранения, совершенный советским режимом в отношении Туркистон Мухторияти предостерегал, чтобы больше никто и нигде в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра.
С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане.
Характер этого движения, представляющего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был ярко выражен в политических требованиях того времени: «За свободу Туркестана от России», «За Туркестан без притеснителей», «Туркестан – туркестанцам».
Гульнар НУРБЕТОВА
к.и.н.,, доцент Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави