Post Views:
135
Одним из обьектов узловых исследований, с пересмотром устоявщих по сей день выводов содержания истории, является – история Туркестана. Родственные народы, издревле живущие в тесной социально – экономической взаимосвязи более полувека находясь в составе политико– административной системы Российской колониальной власти под названием Туркестанское генерал–губернаторство, приобрели сложнейший характер с антагоническим содержанием. Цели и задачи современных научно–исследовательских направлений требуют выявления связи причин и последствий, общности и особенностей этого сложного явления.
Так как история Туркестанского генерал–губернаторства и Туркестанской советской автономной республики является составной частью истории современных независимых государств, исследование этой проблемы как целостное явление в рамках общих закономерностей имеет свои преимущества. Царская и советская власти в регионе наряду с обновлением традиционного общества проводили политику ограничения свободы национального самосознания, деформирования национальной сущности. Такая политика отражается в противоречиях установления государственных властных структур, формирования национальной элиты в регионе.
В связи с этим широко распространенная в регионе идея тюркского единства, идея, как сила восстаящая к великодержавному шовинизму требует переоценки с точки зрения современной методологии, лишенной влияния традиционных концепций, соответствующих требованиям идеологии независимости, во вторых, на сегодняшний день Туркестанское национально–освободительное движение и движение «Алаш» вызывают интерес исторической мысли, которые появились как региональное отражение мирового национально–освободительного движения и в процессе развития превратившиеся в независимые политические явления. Очевидно, рассмотрение этих движений, стоявших у истоков независимости республик Средней Азии и Казахстана, как уникальные события, соответствующие политико–духовным особенностям, взаимодополняющие друг друга общими ценностями. Идейная преемственность и соответствие программных целей этих движений исходили из общности политических взглядов и духовно–культурных принципов представителей руководящей элиты вкупе с регулирующими факторами. Эти принципы дают новое дыхание углублению интеграции современных среднеазиатских государств.
Советская история, придавая второстепенное значение к идеям независимости, национально–освободительного движения, больше пропагандировала социальный, классовый характер движения. Влияние, воздействие течений и движений с национальным содержанием, таких как младотюрки, младоперсы, младобухарцы, джадиды из Туркестанского национально–освободительного движения, остались в тени российских политических движений, власти противопоставили их друг другу.
Сравнивая Туркестанское национально–освободительное движение с движением «Алаш», можно увидеть некоторые очевидные особенности: внутреннего фактора, в виде политической, духовной разноликости, связанной с полиэтническим составом народов региона, во вторых: внешнего фактора, исходящего из темпа проведения модернизации общества в тот период в России. Под влиянием первого фактора главную роль в формировании идеологии национально– освободительного движения играли джадиды, поставив цель – обьединить народ вокруг идеи независимости на базе мусульманского, тюркского, туркестанского единства. Шовинистический характер реформирования общественной жизни, экономики, проводимая колониальной властью, связанная со вторым фактором, разжигали недовольство наций. После разгрома Туркистон Мухторияти, национально–освободительное движение потерпело характерное изменение.
Имеет важное значение рассмотрение исторической переемственности Туркестанского национально–освободительного движения и движения «Алаш». По утверждению академика К.Нурпеиса «движение «Алаш» или «Алашорда» – сложное понятие, состоящее из нескольких составных частей. Во–первых, как политическая партия «Алаш», во–вторых, автономия Алаш, как государственная организация, с присущей ей структурой, в третьих, правительство «Алаш», которое должно было управлять автономией. Эти три составляющие, в целом означает понятие, как движение «Алаш» или Алашорда». Туркестанское движение – уникальное явление, которое смогло обьединить политические силы вокруг идеи национального, мусульманского, тюркского единства в активной борьбе за освобождение, за независимость. Правительства Алашорда и Туркистон Мухторияти были родственными и влиятельными явлениями в национально–освободительном движении в регионе.
Изучение деятельности крупных общедемократических организаций «Шурои-Исломия», «Турон», «Иттифок», «Алаш» показывает, что национальные политические организации пользовались влиянием среди коренного населения. Чтобы увлечь за собой местное население, они опирались на религию, быт, традиции, культурно-просветительские идеи. Сформированная на этих основополагающих, общественно–политическая деятельность представителей национальной элиты шаг за шагом приблизилась к воплощению в реальность идей национально–освободительного движения Туркестан. В условиях советской власти политическая элита под руководством представителя левого крыла национально–освободительного движения Туркестана Т.Рыскулова наметили воплотить в жизнь идею единого Туркестана, используя методы политической борьбы большевиков. С укреплением институтов власти нового общества, открытая борьба против советской власти приобрела сложный характер, снизилась политическая эффективность борьбы. Поэтому Т.Рыскулов в своих высказываниях выдвинул стратегическую цель – концепцию обьединения народов Туркестана, как единой нации.
В целях выявления особенностей, сущности и характера движения «Алаш» в Туркестанском крае, его деятельность и структуру определили как «Южное крыло движения Алаш». Впервые такое определение в официальных документах партийно–советских органов Туркестана встречается как одноименный орган газеты Туркестанского отдела «Алашорды» «Бірлік туы». «Газета «Бірлік туы» начала издаваться с июня 1917 года в Ташкенте. Платформа организаторов выпуска газеты совпадала с платформой алашординцев». Т.Рыскулов, сформировавший исторические факты движения «Алаш» в Туркестане, писал о деятельности движения в статье, опубликованной в газете «Советская степь», в июне 1923 года. Т.Рыскулов дает полную информацию о деятельности партии в статье газеты «Казахстанская правда» (18 мая, 1935 года).
Хотя у Южного крыла движения «Алаш» не было организационной структуры содержание, его деятельности считается составной частью исторических событии на казахской земле. Южное крыло движения «Алаш» работая в составе Туркестанского национально–освободительного движения тесно сотрудничало с местной национальной интеллигенцией, по этой причине ее деятельность имеет особенности регионального, конфессиального и идейного характера. В политической деятельности представителей движения Алаш М.Тынышпаева, С.Лапина, М.Чокай, К.Ходжикова, С.Утегенова и других идеи мусульманского, тюркского единства в борьбе против колониализма среди местного населения Туркестана приобрели новые грани, обогатили содержание национально–освободительного движения. Их участие в региональном политическом движении и в руководстве Туркистон Мухтарияти дало возможность быть в связи с правительством «Алашорды».
После помилования алашординцев Н.Торекулов, Т.Рыскулов, С.Ходжанов, С.Асфендияров, пригласив казахских интеллигентов в Ташкент, назначали их на разные должности. Примером продолжения идей Алаш в условиях советской власти служит успешное проведение земельно–водных реформ в казахских областях региона. Под их руководством в Ташкенте представители казахской этноэлиты провели колоссальную работу, этот период был самым удачным и творчески плодотворным. Культурно–просветительская деятельность таких политических деятелей, как М.Дулатова, Х.Досмухамедова, Ж.Досмухамедова, М.Жумабаева, С.Асфендиярова, К.Болганбаева, Г.Биримжанова, М.Ауэзова, Ж,Аймауытова, К.Кеменгерова и других отличается особенностью, осуществлением национальных идей, выдвинутых движением «Алаш» в условиях советской власти вплоть до национально–территорильного размежевания.
В Ташкенте работал подпольный кружок «Кенес». В документах указываются имена председателя кружка генерала Сеитжапара Асфендиярова, заместителей председателя М.Чокай и С.Утегенова, членов бюро К.Коджикова, С.Асфендиярова, С.Акаева, М.Касымова, А.Котибарова, А.Мангельдина, З.Сейдалина, С.Ходжанова. В деятельности кружка сказывается идейное влияние М.Чокая.
Известна политическая деятельность руководителей кружка в казахских областях. В 15 марта 1917 года интеллигенция во главе с А.Бокейхановым из Минска через газету «Қазақ» направили телеграмму известным людям [«Қазақ» 1917. №223]. Она охватила большую географическую территорию не только Туркестана, «Тынышпаеву, Бекхоже, Кожахмеду, Юсуфбеку в Перовске, Утегенову в Туркестане, Акаеву в Коканде, Габдолрахман Оразаеву в Скобелеве, врачу Котибарову в Ташкенте, Ходжикову в Андижане». Руководители кружка активно участвовали в организации партии «Шурои Ислам» в 1917 году и партии «Алаш», продолжили свою политическую борьбу через газету «Бірлік туы» начинавшей издаваться с мая 1917 года. Газета превратилась в казахоязычный печатный орган Туркестанского Мухторията.
Подытожив, можно сказать, наряду с национальными идеями выдвигаемых движением «Алаш» проблема Туркестана нашла отражение в формировании единства государства. Главным обьектом в деятельности политической элиты наряду с воплощением в жизнь демократических норм обновления казахского общества, было достижение национального единства. Жизненные идеи, которые они вынесли на политическую арену в первой четверти XX века стали реальностью только в условиях независимости нашей страны.
Хазретали ТУРСУН
доктор исторических наук, профессор Международного казахско-турецкого университета им. Ходжи Ахмеда Ясави.
Республика Казахстан, город Туркестан
“Ўзбек миллий давлатчилиги тарихида Туркистон Мухториятининг ўрни ва роли” мавзуидаги Республика илмий-амалий анжумани материаллари,
2017 йил 12 октябрь
https://shosh.uz/uz/alash-i-turkestan-tochki-prikosnoveniya/