Post Views:
67
Современные спутниковые технологии сканирования поверхности Земли позволяют с высокой точностью определять координаты древних сооружений. Эта возможность открыла новые направления в исторической науке: Кабинетная археология, позволяющая осуществлять поиск древних памятников, на основе геоданных полученных из Космоса и компьютерных технологий; Археоастрономический метод исследования, устанавливающий взаимосвязь древних сооружений с космическими константами. Впервые этот метод был использован при исследовании Стоунхенджа в Великобритании Дж. Хокинсом и А. Томом. Их расчеты показали, что Стоунхендж – это солнечно-лунная обсерватория. Огромный вклад в выявление связей древних архитектурных сооружений Средней Азии с космическими константами внес выдающийся ученый Узбекистана М.С. Булатов [1].
На юго-западе современного Ташкента сохранился значимый археолого-архитектурный памятник Шаштепа, IIв. до н.э. Уникальная планировка в виде мандалы (космограммы) [2], особая ориентация, пропорции, а также крупные габариты (около 50 м в диаметре), позволяют отнести данное строение к типу культовых зданий [3].
В плане Шаштепа представляет собой квадратное здание с пристроенными по его сторонам трапециевидными «башнями», которое обведено окружностью двойной стены. К внешней округлой стене, в свою очередь, очевидно, были пристроены еще три «башни» (археологами были обнаружены обрывки стен и проемы в эти «башни» [4]).
Центральное квадратное здание Шаштепа ориентировано углами строго по сторонам света. Соответственно, четыре трапециевидные башни, пристроенные к основному квадрату, ориентированы на СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ. Ориентировка здания Шаштепа выполнена древними зодчими с высокой точностью, без погрешностей. Это позволяет рассматривать данное сооружение в качестве огромного румба компаса. Такое точное выстраивание основных элементов здания по сторонам света – основное условие астрономического инструмента, на котором должны производиться наблюдения за космическими константами.
Храм Шаштепа имеет координаты 41º 13` 54“ N и 69º 11` 19“ E. Проверка угловой величины (азимут) северо-восточной «башни» кольцевой стены равной 65º дала точное направление на восход Луны в день летнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`.
Угловая величина (азимут) второй юго-восточной «башни» кольцевой стены равна 130º, и это восход Луны в день зимнего солнцестояния, при склонении Луны равном -28º 36`.
Две тысячи лет назад в день весеннего равноденствия Солнце восходило в созвездии Овна. В этот день во всех точках Земли (кроме полюсов) Солнце восходило и восходит на востоке и заходит на западе. В здании Шаштепа сохранились два проема в кольцевой стене: на Востоке и Юге. Эти проемы имеют небольшое угловое смещение относительно сторон света до 5º, от Востока к Югу и от Юга к Западу, соответственно. Что могло бы означать преддверие дня весеннего равноденствия равное 5 суткам, так как 1º равен 1 сутки (360º окружности равны приблизительно 360 суткам). В день весеннего равноденствия происходит переход Солнца из юго-восточного сектора к северо-восточному, и день становится длиннее ночи.
Наиболее вероятным объяснением отклонения восточного проема кольцевой стены на 5º к югу может служить факт расположения сооружения Шаштепа в долине амфитеатром окруженной на Востоке горами Тянь-Шаня. В момент истинного восхода Солнца на горизонте в день весеннего равноденствия из-за гор его не видно. Солнечный диск появляется над вершинами с небольшим опозданием, и соответственно, с угловым смещением в несколько градусов от Востока к Югу. Возможно, смещение азимута проема кольцевой стены Шаштепа в 5º отвечает условию появления солнечного диска над вершинами гор на 20 минут позже от реального восхода на горизонте. Следует делать поправку и на тот факт, что солнечный диск это не точка, и фиксацию его восхода можно делать по верхней точке диска, по нижней, и по центру.
Натурные исследования на местности расположения здания Шаштепа показывают, что в ясную погоду на Востоке открывается панорама горной гряды, дугой окаймляющей долину, где расположился Древний Ташкент. Обращение к первым географическим представлениям Средней Азии, отраженным в Авесте, открывает современникам панораму среды обитания древних людей в долинах рек, в окружении кольца гор и встречей Бога Солнца – Митры из-за гор, который выезжает на своей колеснице на Востоке запряженной конями, неся солнечный диск по небосводу. В этой связи, месторасположение здания Шаштепа соответствует мировоззренческим и первым географическим представлениям древних, отраженным в Авесте, а также древневосточной системе координат с делением мира на Кешвары (климаты), расположенных по сторонам света (В, З, С, Ю, СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ) (лучи исходящие из центра).
Абу Райхан Бируни, зная о существовании этой древней системе координат, рассматривает ее в широтном отношении [5], принимая во внимание шаровидность Земли. Кешвары по Бируни – это 7 поясов Земли, которые расположены в северном полушарии, от экватора (0º), до северного полюса. Данное поясное деление мира подразумевает границы переходов климатических зон, с расположением в них населенных пунктов. Граница между 5 и 6 Кешварами, отмеченная Бируни, находится на широте в 41°13’5’’, что соответствует современным координатам памятника Шаштепа (41°13’54’’).
Интересно, что все оси строения проходят по краю дверных проемов, вероятно, тем самым, обозначая их (осей) святость и не допуская осквернения их человеком.
Здание Шаштепа расположено на высоком холме (в настоящее время холм с руинами имеет высоту в 18-19 м). Такое расположение строения на высоте, с учетом выявленной взаимосвязи его с космическими константами (Солнце и Луна) и округлостью формы, отвечает необходимым условиям астрономического инструмента, где должны были вестись наблюдения за небесными светилами. В этой связи, Шаштепа – это Солнечно-лунная обсерватория.
Уникальная планировка Шаштепы, восходящая к древневосточным мандалам (космограмма), с наличием культовых обходных коридоров, алтарем огня (СВ «башня»), ритуальными хумами у южного входа и другими особенностями, требует уточнения в типологической характеристике данного строения. Принимая во внимание культовый характер здания Шаштепа, а также выявленную взаимосвязь с астрономическими объектами, можно типологически его интерпретировать как храм-обсерваторию.
Шаштепа – храм-обсерватория. Подобный тип древних сооружений не противоречит мировоззренческим представлениям древних о мире, где за каждое явление в природе, в том числе и вращение звезд и планет, отвечали боги (Анахита, Митра и др.). Следовательно, при помощи наблюдений за небесными светилами жрецы составляли календари, определяли даты дней весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний, лунных восходов в эти дни и поклонялись богам, ассоциируя с ними стихии и звезды. Благополучие, в данном случае, зависело не только от благосклонности богов, но и от точных календарей, позволяющих прогнозировать сезонность года, что было важно для развития сельского хозяйства.
Одним из важнейших праздников, в отношении взаимосвязи астрономии и религии, был Навруз (перс. Новый день), ассоциированный с богом Солнца Митрой, который был наделен не только функцией вращения Солнца, а также выступал проводником в загробный мир. По представлениям древних, в день весеннего равноденствия духи предков приходят на Землю с восходом Солнца и покидают ее на закате [6]. Возможно, этим можно объяснить предположение о наличии площадки жертвоприношений (археологами найдено множество костей животных и черепков керамики), расположенной на западной стороне холма, за пределами здания Шаштепа. В день весеннего равноденствия древние приходили к храму для поклонения Митре и поминовения усопших предков.
Сам же храм Шаштепа относится к типу эксклюзивного священного здания, доступ в которое имели только жрецы и священнослужители (инклюзивное святилище же подразумевает большое помещение, где одновременно может находиться много молящихся). Шаштепа, в этом смысле, имеет сложную планировку, предназначенную для наблюдений за небесными светилами и совершения культа (поклонение богам, почитание стихий), что подразумевает нахождение в нем только тех, кому это было положено.
Выявленные закономерности построения плана Шаштепа с ориентированием «башен» на Солнце и Луну, доказывают функционирование более 2200 лет назад на территории Ташкента древнего храма-обсерватории.
Ссылки на литературу:
1) Булатов М.С. Космос и Архитектура. – Москва – Ташкент, 2009.
2) Нурулин Т.С. Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. – №2. – С. 40-41.
3) Нурулин Т.С. О КУЛЬТОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕГО ТАШКЕНТА ШАШТЕПА И МИНГУРИК // Интернет Блог-журнал «Древний Ташкент», 2015.
4) Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
5) Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. – М., 1973.
6) Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. – Москва: Наука, 1987. – 303с.
https://shosh.uz/uz/drevnyaya-observatoriya-v-tashkente-2/