Post Views:
37
Введение
История эпохи верхнего палеолита на обширных территориях Средней Азии до сегодняшнего дня остается одной из наименее исследованных проблем археологии каменного века. Сложившаяся ситуация объясняется, с одной стороны, незначительным количеством известных стратифицированных верхнепалеолитических памятников в регионе, а с другой, – недостатком естественнонаучных данных даже по наиболее изученным объектам. С целью уточнения картины развития человеческих сообществ на территории Средней Азии в эпоху верхнего палеолита, силами российско-бельгийско-узбекской экспедиции с 2007 г. проводятся ежегодные комплексные исследования стоянки Кульбулак – наиболее известного многослойного палеолитического памятника на территории Узбекистана, расположенного на правом берегу устья р. Джарсай на юго-восточных склонах Чаткальского хребта (Анисюткин, Исламов, Крахмаль и др., 1995; Касымов, 1990).
В течение экспедиционного сезона 2009-2010 гг. площадь раскопа, вскрывшего верхнепалеолитические слои памятника, составила 21 м2. Верхнепалеолитические горизонты стоянки вмещены во второй литологический слой, который представляет собой пролювиального генезиса светлый зеленовато-серый суглинок (супесь) с разнозернистым песком, гравием, дресвой и редкими щебнем. В слое, незначительно затронутом биотурбациями, присутствуют окатыши карбонатных стяжений (конкреций) и плотных глин. В отложениях (чаще в подошве) встречаются пятна окислов железа. Несмотря на пролювиальный генезис отложений, археологический материал, присутствующий в литологическом слое 2, подвергся лишь незначительному перемещению (Деревянко, Колобова и др., 2009). Об этом свидетельствует как присутствие в коллекции огромного количества чешуек и мелких обломков, так и тот факт, что артефакты залегают преимущественно в горизонтальной плоскости, образуя скопления, разделенные пустым пространством (планиграфическое выделение “зон активности”). В ходе раскопочных работ было зафиксировано, что верхнепалеолитический материал в пределах второго литологического подразделения залегает двумя количественно неравнозначными культурными слоями, отражающими, по всей видимости, два разделенных незначительным временным интервалом эпизода обитания древних людей на данном памятнике, различающихся интенсивностью заселения. Верхний менее многочисленный слой (культурный слой 2.1) свидетельствует о кратковременном посещении, а нижний уровень (культурный слой 2.2) отражает более долговременное и интенсивное обитание древнего человека на указанном участке.
Индустрия культуросодержащего слоя 2.1
Вся коллекция каменного инвентаря насчитывает 15864 экз., из которых подавляющую часть составляют отходы производства – чешуйки, обломки, осколки и мелкие отщепы (84,6% от количества всех находок). Количество артефактов без отходов производства составляет 2443 экз.
Первичное расщепление. Всего было обнаружено 191 экз. (7,8% коллекции) нуклевидных изделий, из которых типологически выраженных нуклеусов 111 экз. Самой многочисленной группой являются ядрища призматического принципа расщепления – 57 экз. Наиболее ярким компонентом призматического принципа выступают кареноидные нуклеусы для пластинок и микропластин (31 экз.), из которых кареноидные нуклеусы для пластинок и микропластин на сколах продольной системы снятий насчитывают 5 экз. кареноидные нуклеусы для пластинок и микропластин на сколах поперечной системы снятий – 8 экз. а кареноидные нуклеусы для пластинок и микропластин на различных отдельностях кремня – 19 экз. включая одно двухфронтальное ядрище. Призматические моноплощадочные нуклеусы параллельного способа снятий для пластинчатых заготовок составляют 16 экз. Один экземпляр призматического моноплощадочного ядрища конвергентного способа расщепления для пластинчатых заготовок. Также одним изделием представлено призматическое моноплощадочное ядрище параллельного способа снятий для отщепов. Призматические биплощадочные нуклеусы параллельного способа снятий для пластинчатых заготовок насчитывают 8 экз. Особенностью данного типа ядрищ является то, что с двух ударных площадок нуклеусов расщепление велось во встречном направлении на фронт заготовки, однако в разных секторах фронта, таким образом, что на фронте не прослеживается бипродольных негативов снятий.
Второй по численности и значимости группой нуклеусов выступают ядрища плоскостного принципа расщепления – 30 экз. Из них наиболее многочисленными и типологическими выраженными являются нуклеусы параллельного способа снятий: моноплощадочные монофронтальные плоскостные нуклеусы для пластинчатых сколов (11 экз.), моноплощадочные монофронтальные нуклеусы для пластинчатых заготовок на сколах (2 экз.), моноплощадочные монофронтальные нуклеусы для отщепов (5 экз.), биплощадочный бифронтальный нуклеус для пластинчатых сколов и биплощадочные монофронтальные встречного скалывания для пластинчатых снятий (8 экз.). Также были выделены плоскостной нуклеус ортогонального способа снятий и дисковидные ядрища (2 экз.).
Третью группировку составляют различные модификации торцовых нуклеусов для получения пластинчатых снятий (24 экз.), из которых торцовые нуклеусы на сколах насчитывают 9 экз. При утилизации ядрищ данной категории расщепление велось как по длинной, так и по короткой осям заготовок.
Анализ имеющихся в коллекции сколов также свидетельствует, что процесс расщепления на стоянке был направлен на получение пластинчатых заготовок: пластин – 317 экз. (13%), пластинок – 371 экз. (15,2 %) и микропластин – 367 (15%). Количество отщепных заготовок крупного и среднего размеров составляет 927 экз. (37,9 %). Анализ дорсальной огранки сколов показывает, что отщепы в большей мере применялись для разжелвачивания преядрищ.
Данные по типологии ударных площадок говорят в пользу того, что на отщепах и пластинчатых отщепах обычно оформлялись гладкие ударные площадки (61,3 и 54,7%, соответственно), в то время как на пластинах, пластинках, микропластинках и определимых технических сколах ударные площадки в большинстве своем точечные (51,2; 85,1; 96,7 и 61,9%, соответственно). Среди остаточных ударных площадок у пластин также фиксируется значительно количество гладких ударных площадок (41,9 %).
Категория определимых технических сколов составляет 151 экз. (6,2%). Они представлены краевыми сколами, в том числе и с параметрами пластин (99 экз.), “таблетками” с призматических нуклеусов для пластин, пластинок и микропластинок (24 экз.; рис. 2, 5), реберчатыми и полуреберчатыми пластинами (14 экз.), сколами подправок ударных площадок плоскостных нуклеусов (10 экз.), заныривающими сколами, удалившими терминальную часть призматических ядрищ (2 экз.), сколом, снявшим часть латерали призматического нуклеуса и латеральным сколом с кареноидного нуклеуса.
Орудийная коллекция слоя состоит из 151 изделия. Наиболее многочисленную группу составляют скребки (43 экз.), из которых наиболее многочисленны концевые формы – 27 экз., затем следуют боковые – 8 экз., включая вентральные варианты, угловые – 4 экз., скребки на 3/4 части периметра заготовки – 2 экз., с “плечиками” – 1 экз. и стрельчатый скребок – 1 экз. Следующая по значимости типологическая группа – долотовидные изделия. Выделены как однолезвийные (14 экз.), так и двулезвийные формы (7 экз.). В материалах раскопок 2009 года была впервые выделена новая группа долотовидных орудий – микродолотовидные изделия. Эти орудия отличаются исключительно малым размером, зачастую в наибольшем измерении не превышающим 15 мм. Коллекция таких орудий насчитывает 7 экз. Также хорошо представлены и другие микроорудия: микропластинка с притупленным краем, микропластинки с ретушью (3 экз.), концевые микроскребки (4 экз.) и микропластинка с ретушью утилизации. Было выделено 2 экз. мелких пластин с притупливающей интенсивной ретушью – 2 экз. В коллекции присутствует 11 экз. скребел, включающих такие разновидности как простые продольные (9 экз.), обушковое продольное и поперечное одинарное скребла. Резцы немногочисленны и типологически неразнообразны: угловые модификации (5 экз.) и плоскостной многофасеточный резец. Зубчатовыемчатая группа насчитывает 4 изделия. Перфораторов – 8 экз., из которых 6 экз. – шиповидные орудия, 2 экз. – проколки. Ножи с обушками составляют 4 экз. Достаточно многочисленную группу составляют неформальные (ситуационные) орудия: отщепы с ретушью (18 экз.), отщепы с функциональной ретушью (6 экз.), пластины с ретушью (8 экз.) и пластины с ретушью утилизации (2 экз.). Выделено два остроконечника с ретушью, одна тронкированная пластина, и одно изделие определено как чоппер.
Индустрия культуросодержащего слоя 2.2
Коллекция каменных артефактов составляет 8160 экз., большая часть принадлежит отходам производства – чешуйкам, обломкам, осколкам и мелким отщепам (84,3% от количества всех находок). Количество артефактов без отходов производства составляет 1281 экз.
Всего в данном слое выделено 73 экз. нуклевидных изделий, из которых 55 экз. – типологически определимые нуклеусы.
Наиболее многочисленной группой являются нуклеусы плоскостного принципа расщепления – 32 экз. В этой группе, также, как и в индустрии слоя 2.1, наиболее значимы ядрища параллельного способа получения заготовок: моноплощадочные монофронтальные для пластинчатых сколов (6 экз.), моноплощадочные монофронтальные для пластинчатых заготовок на сколах (4 экз.), моноплощадочные монофронтальные для отщепов (6 экз.), моноплощадочные монофронтальные для отщепов на сколах (1 экз.) и биплощадочные монофронтальные нуклеусы для пластинчатых снятий (8 экз.). Также были выделены ортогональные нуклеусы (4 экз.) и дисковидный нуклеус для отщепов. В коллекции присутствует плоскостное монофронтальное биплощадочное ядрище конвергентного способа расщепления для получения острий. Наиболее интересен двуплощадочный монофронтальный конвергентного способа снятий нуклеус для производства удлиненных острий, близкий по своим характеристикам к леваллуазским ядрищам.
Вторая по значимости группа – призматические нуклеусы для пластинчатых снятий (14 экз.): призматические моноплощадочные нуклеусы параллельного способа снятий для пластинчатых заготовок (9 экз.), подпризматический моноплощадочный нуклеус конвергентного способа снятий для пластин и пластинок, призматический биплощадочный нуклеус параллельного способа снятий для пластинчатых заготовок и кареноидные нуклеусы для пластинок и микропластин (3 экз.).
Третья по численности группа – торцовые нуклеусы для производства пластинчатых заготовок (9 экз.), из которых наиболее многочисленную часть составляют торцовые моноплощадочные клиновидные ядрища для пластинчатых заготовок (7 экз.). Отмечено одно торцовое биплощадочное монофронтальное ядрище для пластинок.
Анализ сколов данного слоя свидетельствует, что процесс расщепления в рассматриваемой индустрии направлен в большой степени на производство пластинчатых заготовок: пластин – 209 экз. (16,3 %), пластинок – 216 экз. (16,8%) и микропластин – 110 (8,6%). Количество отщепных заготовок крупного и среднего размеров составляет 571 экз. (44,6%).
Данные по типологии дорсальных поверхностей сколов свидетельствуют, что отщепы в большей мере применялись для разжелвачивания преядрищ. Данные по типологии ударных площадок говорят в пользу того, что на пластинах, отщепах, пластинчатых отщепах и технических сколах обычно оформлялись гладкие ударные площадки (58,2%, 61,9%, 66,7% и 46,7% соответственно), в то время как на пластинках и микропластинках ударные площадки в большинстве своем точечные (80,5% и 100%. соответственно). Среди остаточных ударных площадок пластин также значительно количество точечных ударных площадок (20,4%).
Категория определимых технических сколов насчитывает 61 экз. (4,8%). Они представлены краевыми пластинами и сколами (34 экз.), “таблетками” с призматических нуклеусов для пластин, пластинок и микропластинок (14 экз.), реберчатыми и полуреберчатыми пластинами (13 экз.), сколами подправок ударных площадок плоскостных нуклеусов (6 экз.) и латеральным сколом с кареноидного нуклеуса.
Орудийная коллекция слоя 2.2 насчитывает 48 экз. Наиболее представительна группа скребел (9 экз.), включающая в себя одинарные продольные, двойные продольные, продольные с обушком и ассиметричные конвергентные варианты. Группа скребков (6 экз.) состоит из концевых скребков (3 экз.), скребка с ретушью по периметру, бокового и стрельчатого скребка. Категория долотовидных орудий (4 экз.) представлена однолезвийными изделиями (3 экз.) и двулезвийной стамеской. Резцы представлены единичным кареноидным многофасеточным орудием. Зубчато-выемчатая группа насчитывает 4 экз. зубчатых изделий и 3 экз. выемчатых. Микроорудия представлены концевым микроскребком и пластинкой дюфур. Выделено 2 экз. шиповидных изделий и нож с обушком. Отмечен один отщеп с характерной интенсивной притупливающей ретушью. Группа неформальных орудий состоит из пластин с ретушью (4 экз.), пластин с ретушью утилизации (5 экз.), отщепов с ретушью (4 экз.) и отщепов с ретушью утилизации (2 экз.).
Палеоантропологический материал.
В литологическом слое 2, в основании культуросодержащего слоя 2.1 в экспедиционном сезоне 2009 г. был найден зуб древнего человека, являющийся вторым нижним премоляром человека современного физического облика (Б. Виола, 2009 г., личное сообщение). Находка была обнаружена в не потревоженном стратиграфическом контексте и имеет хорошую сохранность. На настоящий момент сделанная находка представляет собой первое для территории Центральной Азии бесспорное свидетельство, ассоциирующее верхнепалеолитическую индустрию с конкретным видом человека.
Заключение
Изучаемая стоянка открытого типа Кульбулак является уникальной для всего региона Центральной Азии. В течение полевого сезона 20092010 гг. были получены новые данные, которые только подтверждают этот тезис. Речь идет, прежде всего, об обнаружении палеоантропологического материала. Основываясь на технико-типологических данных можно сделать вывод о культурной принадлежности исследуемых на памятнике комплексов, включенных во второй литологический слой, ко второй половине верхнего палеолита. Два культуросодержащих слоя проявляют несомненное культурное единство и генетическую близость. Более того, судя по составу каменного инвентаря, исследуемый участок памятника в разное время использовался как мастерская для получения сколовзаготовок и производства каменных орудий. В течение полевого сезона из обоих культурных слоев были взяты образцы на абсолютное датирование по методу OSL.
Благодарности
Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 08-01-00332 “а”) и интеграционного проекта РАН № 25.1.9. Авторы выражают благодарность ведущему художнику ИАЭТ СО РАН Вавилиной Н.В. за подготовку иллюстраций.
У.И. Исламов, А.П. Деревянко, К.А. Колобова, Д. Фляс, А.И. Кривошапкин, К.К. Павленок, Г.Д. Лукьянова, Г.А. Мухтаров Используемая литература:
- Анисюткин Н.К., Исламов У.И., Крахмаль К.А., Сайфуллаев Б., Хушваков Н.О. Новые исследования палеолита в Ахангаране (Узбекистан). Санкт-Петербург, 1995.
- Деревянко А.П., Колобова К.А., Фляс Д., Кривошапкин А.И., Исламов У.И., Павленок К.К. Исследование стоянки Кульбулак в 2009 году // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2009. – Т. 15. – Ч. 1.
- Касымов М.Р. Проблемы палеолита Средней Азии и Южного Казахстана (по материалам многослойной палеолитической стоянки Кульбулак): Автореф. дис. … докт. ист. наук. Новосибирск, 1990.
- Колобова К.А., Фляс Д., Исламов У.И., Кривошапкин А.А., Павленок К.К. Первичное расщепление в верхнепалеолитической индустрии стоянки Кульбулак (Узбекистан) // Древнейшие миграции человека в Евразии: Материалы международного симпозиума. Новосибирск, 2009.
Источник:
Археологические исследования в Узбекистане 2010-2011 годы, выпуск 8
Академия наук Республики Узбекистан Институт археологии имени академика Я. Гулямова
https://shosh.uz/uz/izuchenie-stoyanki-kulbulak-v-2009-2010-gg-2/