Хазрат Имам Абу Бакр Каффал Шаши – мухаддис из Ташкента


Post Views:
232

Исламские традиции на протяжении веков сопрягаясь с богатым культурным наследием народов Центральной Азии, способствовали формированию здесь особой мусульманской культуры, которая отразилась как на духовно-просветительской жизни, так и наложила отпечаток на развитие науки и образования. Особое место в этих исторических процессах занимал Узбекистан и такие его города, как Бухара, Самарканд, Насаф, (Карши), Термез, Хива, Шаш (Ташкент) и др., прославившиеся во всём мусульманском мире как ведущие культурные центры.

В средневековых источниках город Ташкент именовался Шаш. Именно отсюда вышло множество учёных, чья деятельность было тесно связана с такими исламскими науками, как фикх, хадисоведение и др. К имени родившихся и творивших здесь учёных, внесших большой вклад в исламское учение, присоединяли нисбу (приставку приставку) «Шаши» или позднее (с ХVI века) «Ташканди», и с этими именами они стали известны всему мусульманскому миру.

Известно, что в средние века в оазисе Шаша жили и творили свыше 100 учёных в области исламских наук. К их числу относятся Абу Саид Хайсам ибн Куляйб Шаши (ум. 947); известный как достоверный мухаддис Абу Бакр Каффал Шаши (904–976), который был удостоен чести называться «Хазрат Имам» (Святой имам); а также Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шаши (1038–1114), удостоившийся почётных званий «Фахр ул-ислам» (Гордость ислама) и «ал-Имам ал-кабир» (Великий Имам).

В мусульманском мире наряду с Имамами аль-Бухари, ат- Термизи, аль-Матуриди и др. многочисленными учёными, которые удостоились звания «Имам» особое место занимает Имам Абу Бакр Каффал Шаши. Современники с уважением называли его «Хазрат Имам». Полное его имя– Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил Каффал Шаши. В арабских источниках в знак уважения и почёта к его имени добавляется слово «Кабир», означающее «большой», «великий». Первоначально он был искусным ремесленником, изготовлявшим замки, и поэтому впоследствии его профессия, стала приставкой к его имени, – «Каффал», т. е. «выделывающий замки», «замочник».

Арабские средневековые авторы называли Каффал Шаши великим учёным. Известный историк Абу Саъд Абдулкарим ибн Мухаммад Самъани (1113–1167) писал о нём в своей книге «ал- Ансоб» («Книга генеалогических имён»): «ал Каффал– означает мастер по изготовлению замков. Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил ал Каффал аш Шаши был родом из Шаша и получил известность как замочник. Он был Имамом своего времени, а также был незаменимым и несравненным учёным в таких областях исламских наук, как фикх, хадис, основы фикха (усул), языкознание. Имя Каффал Шаши известно и в Магрибе (Запад) и в Машрике (Восток). О нём было сказано:

Этот Абу Бакр, замочник и факих,
Решающий ключом сложные задачи» [1].

Знаменитый историк Шамсуддин Захаби (1274–1348) называл его учёным не только Мавераннахра, но и Хорасана. «Из учёных Хорасана в сфере языкознания, усула, фикха был Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил аш Шаши, знаменитый под именем «Великий Каффал». Он являлся являлся имамом своего времени и составителем нескольких книг» [2].

Египетский историк Тожуддин ас-Субки (ум. 1370) так описывал учёного: «Он был одним из великих имамов своего времени, был выдающимся нескольких сферах науки» [3].

Имам Каффал Шаши родился в городе Ташкенте (Шаш) в 904 году, в семье обычного ремесленника. Первые знания он получил в своем городе, затем обучался в Самарканде, Бухаре, Термезе и здесь познакомился с трудами и бесценным религиозно-научным наследием Имама Бухари и Имама Термизи.

В поисках знаний Имам Каффал Шаши исколесил страны Ближнего и Среднего Востока. Он обучался у самых крупных учёных того времени в Багдаде, Куфе, Дамаске. Как сказано в источниках, фикху он обучался у ибн Сурайджа. В области истории его учителем был сам Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир Табари, известнейший учёный, знаток Корана (муфассир). Ещё одним наставником его был известный богослов Абул Хасан Али ибн Аби Мусо Ашъари.

Научная деятельность Каффала Каффала Шаши притягивала внимание не только учёных Востока, но и Запада. Например, известный немецкий востоковед К. Броккельман [4], великий русский востоковед В. Бартольд [5], а также наш современник С. Прозоров [6] дали высокую оценку наследию Хазрат Имама.

В частности, Нил Лыкошин [7] на открытии в1918 году в Ташкенте Туркестанского народного университета особо подчеркнул значение деятельности Хазрат Имам – Каффала Шаши: «Сегодня, в радостный день, когда европейская наука получает право гражданства в Старом Ташкенте, передо мной невольно встаёт светлый образ скромного труженика, немало поработавшего над просвещением ташкентских мусульман. Я вспоминаю Имама Мухаммада Каффала Шаши или Хазрат Имама, останки которого нашли почётное место на кладбище того же имени в Сибзарской части города… Хазрет Имам принёс в древный Шаш начала чистой науки, это стоило ему немалых трудов, но зато благодарные потомки и до наших времён не забыли скромного труженника. Его имя сохранилось в памяти народа много веков, потому что он дал народу первые начала знания» [8].

Имам Каффал Шаши автор многих произведений. Среди его трудов, посвящённых вопросам исламского права (фикх), диалектики и истории ислама и хадисоведения: «Жадал ал-хасан» («Прелесть и красота диалектики»), «Китаб фи усул фикх» («Книга основ фикха»), «Шарх ар-рисола» («Комментарий к труду»), «Жавамиъ ал-калим» («Сборник мудрых изречений»), «Адаб ал- Кази» («Поведение Кази»), «Далаил ан-нубувват» («Доказательства пророчества»), «Махасин аш-шариъа» («Прелести шариата»).

Рукопись книги «Жавамиъ ал-калим», хранится в сирийской библиотеке «Захирия», фотокопия данной рукописи была привезена в1970 году в Узбекистан муфтием Зиявуддинхан ибн Ишан Бабаханом. Сейчас она хранится в библиотеке Управлении мусульман Узбекистана в Ташкенте. В этом произведении, просветительского и дидактического характера, Каффал Шаши лаконично и кратко описал хадисы («сахих»), использовав не только заповеди ислама, но и изречения, относящиеся к воспитанию, обучению, просвещению, поведению людей и т. д.

Не лишена книга ценных и редких афоризмов, которые широко использовались людьми, что в свою очередь обеспечивало широкое и ускоренное распространение хадисов среди масс. Хадисы пророка (алайхиссалам) приведены в данной книге в краткой форме. Ниже приведём некоторые примеры из них:

  • Религия – призыв к доброте.
  • Намерение важнее, чем деяние.
  • Боязнь Аллаха– начало каждой мудрости.
  • Ожидание радости с терпением является богослужением.
  • Пьянство – начало всех грехов.
  • Прелюбодеяния приведут к нищете.
  • Правильный вопрос– половина знания.
  • Рай находится под ногами матерей.
  • Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина.
  • Каждая вещь имеет основу, основа этой религии – фикх.
  • Джихад женщины в красивом обращении с мужем.

Как видно из приведённых примеров, книга «Жавомиъ ал- калим» является собранием уникальных рекомендаций, которые может использовать в повседневной жизни каждый, независимо от религии, нации и социального статуса. Великий учёный и имам своего времени, Каффал Шаши был также и страстным путешественником, побывавшим во многих странах мусульманского востока.

Он обладал не только религиозными, но и светскими знаниями, впоследствии чего народ прозвал его Хазрати Имам (Святой Имам). Известно, что комплекс Хастимам является одним из самых древних и почитаемых мест Ташкента, «Хастимом» – это сокращённая форма от слова «Хазрати Имам». Данное место было одним из религиозно -просветительских, научно-культурных центров города Ташкента. Во многих произведениях по фикху (исламское право), тафсиру (комментарии к Корану), хадис и литературе встречаются цитаты Имама Каффал Шаши. Всё это свидетельствует о его высоком авторитете. Место, которое занимает название «Хастимом» среди народа, является примером глубокого почтения к великому учёному.

Библиографический список:

  1. Абу Саъд Абдулкарим ибн Мухаммад Самъани. ал Ансоб. – Т. 7. – С. 244–245; Т. 10. – С. 212.
  2. Шамсуддин Захаби. Сийар аълом ан нубало. – Бейрут : Муассасат ар – рисола, 1998. – Т. 16. – С. 283.
  3. Тажуддин Субки. Табакат аш-шафиъия алкубра. – Бейрут: Дор ал-кутуб ал илмия, 1999. – Т. 3. – Б. 152.
  4. Brockelmann C. Geschichte der arabishen Literatur, I. – Weimar Berlin, 1898. – S. 307.
  5. Бартольд В. Сочинения. – М.: 1963. – Т. II. – С. 237; Т. III. – С. 220.
  6. Прозоров С. Ал-Каффал// Ислам на территории бывшей Российской империи// Энциклопедический словарь. – Вып. 2. – М.: Восточная литература, 2000. – С. 45.
  7. Лыкошин Н. С. – военный в отставке, в 1918–20 годах преподавал в Туркестанском народном университете в Ташкенте тюркский язык и этнографию. Он является автором нескольких трудов по краеведении.
  8. Лыкошин Н. Помяните первоучителя // Народный университет. – 1918. – 14 мая. – №9. – С. 1.

Summary. The article analyzes the scientific heritage Kaffal Shashi. In particular, it describes the work devoted to the hadith «Zhavomi al-Kalim» («Collection of wise sayings»). The basic idea of authentic hadiths which collected Muhadith Kaffal Shashi.

Keywords: Shash, Shashi, Hazrat, Imam Kaffal, Fiqh, Hadith, Usul, locksmiths, Imam Kabir, Muhadith, sayings, aphorism.

Н.А. Мухамедов, кандидат исторических наук, доцент Ташкентский исламский университет, г. Ташкент, Узбекистан

https://shosh.uz/uz/hazrat-imam-abu-bakr-kaffal-shashi-muhaddis-iz-tashkenta/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x