Post Views:
21
От Фараба или от Варахши главная трасса пути поворачивала на север. Караваны шли в Хорезм, тяжёлым восьмидневным путем по пустыне. Основными пунктами отдыха служили укреплённые рабаты-караван-сараи: Азах, Таша, Шурух, Туган, Рабат Хасана, Сандала, Мешекли, Шурахан. Затем входили в южную столицу Хорезма – Кят. Стоянки были настолько редки, что иногда караваны шли днем и ночью, должны были делать двойные переходы. Некоторые рабаты стояли прямо на берегу Амударьи, иногда напротив караван-сараев, ведущих из Амуля. Например, Дая Хатын, Даргон; от них можно было проехать и в караван – сарай, стоявший на левом берегу, в Хазарасп, а из Кята – в Хиву. Эти города могут раскрыть нам яркую древнюю культуру Хорезма.
“ХАЗАРАСП” – «тысяча лошадей». Не случайно, сюда кочевники пригоняли стада лошадей для продажи. В конце 50-х – начале 60-х годов были проведены раскопки Хазараспа – этого города – крепости и сегодня живущего в пределах древних оборонительных стен. По источникам VIII столетия он являлся одним из трех крупных городов Хорезма. Позже его описывали как могучую, опоясанную рвом и мощными стенами крепость на Амударье. Накануне арабского нашествия это была неприступная крепость и красивый город, окруженный водой, как остров. Отмечалось много рынков и торговцев, богатое население. Раскопками в культурных слоях под этим городом раскрыты архаические и античные наслоения, а под современными домами – слои городской жизни, начиная с V-IV вв. до н.э. (Воробьёва, Лапиро-Скобло, Неразик, 1963, с. 157-200; Мамбетуллаев, Абдиримов, 2000, с. 165-167). Он стоял и на речном торговом пути в Маргиану и Бактрию, и на сухопутном пути в Согд.
В последнее десятилетие археологи Хорезма и Каракалпакии обратили внимание на один из интересных и древних городов – Хиву, располагавшуюся в конечной части канала Палваняб, в 25 км к югу от Ургенча на равнине оазиса, на границе с пустыней.
Из Хазараспа караваны, преодолевая один переход, входили в Хиву.
Ядро ХИВЫ – городище Ичанкала (внутренний город), стиснутое рамками крепостных стен, очень густо обжитое и застроенное прекрасными памятниками зодчества средневековой эпохи, сегодня превращено в заповедник и бережно реставрируется архитекторами, историками и археологами.
Город этот был описан, ещё тысячелетие тому назад, в основном, арабо- и персоязычными географами: ал-Истахри, ал-Мукаддаси, анонимным автором “Худуд ал-Алама”. Все они характеризуют Хиву, как город на большой торговой дороге между Мервом и Гурганжем периода расцвета торгово-экономической мощи Хорезма. Но миф и легенды относят город к глубокой древности, связывая его основание с легендарным Симом, который, заснув на песчаном бархане, увидел во сне знамение. После этого он сгрёб с земли бархан, обозначил контуры города и выкопал колодец Хейвак, который и доныне считается у жителей основой водоснабжения города. Возраст его обосновали сегодня в результате многолетних археологических исследований ученые Каракалпакского филиала АН РУз и Хивинского музея-заповедника “Ичанкала” под руководством доктора исторических наук М. Мамбетуллаева. Проводившиеся в Ичанкале и цитадели Куняарке раскопки дали поразительные результаты. Здесь был разрезан сложный “слоеный пирог” древних культурных наслоений, включавший десять архитектурно-строительных горизонтов (Хива, 1997, с. 21-29).
В нижних слоях его обнаружены поделки из керамики древнеархаического периода, датируемые серединой I-го тысячелетия до н.э., то есть 2500-летней давности. На первых порах было трудно связать эти находки с городскими структурами Хивы, в первую очередь, с её фортификацией. Но уже размеры заселенной в это время территории свидетельствуют о значительности жизни, а непрерывность смены наслоений и развития фортификации – о преемственности жизни городских структур.
К V-IV вв. до н.э. археологи относят возведение по всему периметру Ичанкалы крепостных сооружений с мощным цоколем-фундаментом, двойной стеной с внутристенной оборонительной галереей и стреловидными бойницами, прямоугольными и квадратными башнями. Снаружи их окружала барьерная стена-берма, препятствующая подводу противником стенобитных орудий. Система эта дополнялась широкими внешними рвами. Словом, эта была настоящая крепость, возведенная, как и Хазарасп, по единому плану на границе оазиса и, в то же время, на северном торговом пути из Хорезма в Маргиану, Согд и Бактрию.
В последующие столетия Хива неоднократно окружается дополнительными панцирями стен, причем, закладываются и древние башни, создавая мощный цоколь, который успешно противостоял стенобитной технике тех времен.
Роль городов Хорезма и среди них не в последнюю очередь Хивы, возрастает с расцветом северной ветви Великого шелкового пути, который прошел через Самарканд, Бухару и Хорезм и, обогнув с севера Каспийское море, прошел на Кавказ и далее в Константинополь.
По этому пути развиваются связи с государствами Средиземноморья, Кавказа, Европы, идут трассы в города Великой Болгарии, Золотой Орды, в Русские княжества. По этому пути растекались китайские и согдийские шелка и золотошвейные ткани, одежды из шерсти, и хлопчатой бумаги, защитные доспехи и наступательное оружие: славившиеся на всем Востоке хорезмийские луки, чачские воинские сёдла, ферганские мечи из булатной стали; ковровые изделия и цветные кошмы, прекрасная посуда из керамики и стекла с тончайшими украшениями, и один из главных товаров – высокопробная серебряная монета, разошедшаяся от Испании до Швеции и Норвегии, от Киевской Руси до Новгорода. Расцветают ремёсла, растет внутренняя торговля. Меняется и облик города.
В средневековье Хива украшается монументальными архитектурными комплексами – парадными, общественными, культовыми, административными. Разрастается её внешняя производственная и жилая части – внешний город Дишанкала. Хива становится крупным культурным центром. В ХIII веке в ней была организована такая библиотека, подобно которой, по словам историка ан-Насави, “не было ни раньше, ни позже”.
В ХVI-ХVII столетиях, когда обескровленная войнами и частными разорениями, передвижением Амударьи и разрушением ирригационной системы, угасает столица Хорезма – Ургенч (Гургандж), все большее значение приобретают города Южного Хорезма. Столица переходит в Хиву, а само государство называется уже Хивинским ханством. В это время возводятся дворцы, медресе и мавзолеи, в архитектуре и декоре которых воплощены лучшие традиции народного искусства хорезмийцев. Мозаичный и майоликовый наборы, стройные высокие деревянные колонны с тончайшими резными узорами, яркие цветочные узоры монументальных росписей стен и потолков замков и айванов. Прекрасны алебастровые резные узоры, создающие вместе с другими компонентами рисунка удивительно своеобразный колорит. Всё это свидетельствует о том, что один из интересных древнейших городских центров – Хива вписала новую яркую страницу в историю культуры народов Узбекистана.
Буряков Ю.Ф.
https://shosh.uz/uz/torgovyie-trassyi-maverannahra-v-sisteme-velikogo-shelkovogo-puti-hazarasp-i-hiva-2/