Post Views:
16
Самоназвание — халыиг. Народ, основное население Калмыкии. Язык — калмыцкий западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Верующие — буддисты, есть православные.
Калмыки в Узбекистане:
1926 г. — 18. Сарты-калмаки — 233
1979 г. — 221
1989 г. — 517
Время первого появления калмыков (ойратов, или западных монголов) в Узбекистане определить трудно. Известно, что уже в начале XVII в. они проникали в Туркестан с завоевательными целями.
В 1620—1630-х гг. калмыки-торгоуты захватили значительные пространства Западного Казахстана. В 1635 г. Батур Хунтайджи совершил поход в Семиречье.
Но были и другие мотивы перекочевок. После того как Кашгар завоевали китайцы, а калмыцкое государство Джунгария (1658—1760) было разгромлено и разорено, часть калмыков-кочевников двинулась на запад, и в целях выживания вынуждена была вторгнуться в Ферганскую долину.
Имели место случаи и свободного переселения небольших групп калмыков в Туркестан на незанятые земли. Есть основания полагать, что в конце XVII в. они достигли Андижана. Сохранилось довольно много письменных и устных свидетельств о пребывании калмыков на территории современного Узбекистана. В XVIII в. они неоднократно нападали на Ташкент. Известно, что в 1743 г. калмыцкие войска в количестве четырех тысяч воинов и под командованием Агацака 40 дней осаждали город. Пленные калмыки входили в состав войска Ташкентского государства в XVIII — первой половине XIX в.
Среди сохранившихся групп калмыцкого населения Узбекистана особый интерес вызывает группа калмаков (сарт-калмаков, кара-калмаков). В Узбекистане, как и в Южной Сибири, были также тюркоязычные телеуты, которых называли ак-калмаки, или белые калмыки. Время их появления в этом регионе относят к 1864 г., однако, вероятно, они появились здесь еще раньше.
Анализируя этноним “сарт-калмак”, ученые обратили внимание на его составной характер, и рассматривают наличие в нем компонента “сарт” как бесспорное свидетельство начавшегося еще в Джунгарии процесса этнического смешения монголо- и тюркоязычных калмыков с тюркоязычными сартами.
Поселившись в Туркестане, сарт-калмаки консолидировались как самостоятельная этническая единица — национальное меньшинство. Они сохранили свое самосознание, свой язык (в 1920-х гг. некоторое время калмыцкий язык даже преподавался в школах), традиционную народную культуру и т.д. Вместе с тем в процессе контактов с инонациональным населением сарт-калмаки многое у него заимствовали. Под влиянием узбеков и дунган земледелие стало одним из главных их занятий. Принципиально изменился тип поселения, жилища, хозяйственных построек. Принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу, религиозная общность определяли тенденцию их наибольшего сближения с кыргызами в Ферганской долине, в том числе через смешанные браки. Этот факт способствовал развитию у сарт-калмаков калмыцко-кыргызского двуязычия и даже утрате родного языка. Однако представляется, что в настоящее время правильнее говорить о продолжающемся процессе интенсивного сближения этих двух народов, а отнюдь не о его завершении.
Вероятно, калмаки выделяли себя из среды ойратов еще и по признаку религиозной принадлежности. Вступив в контакты с сартами — оседлым земледельческим, в том числе городским, населением, они смешивались не только этнически, но и переходили в их веру — ислам. Таким образом сложилась в ойратской (олетской) этнической общности этноконфессиональная группа сарт-калмаков.
В первом десятилетии XX в. в Туркестане действовала Сарканская миссия, образованная как противоязыческая с целью крещения калмыков, что ею было частично осуществлено. В 1909 г. она была преобразована в противомагометанскую с целью “ограничения совращения калмыков в магометанство”.
В годы второй мировой войны в Узбекистан среди других народов были депортированы и калмыки. В марте 1956 г. ограничения в их передвижении были сняты. Но местные власти обязаны были закрепить калмыков в Среднеазиатском регионе, исключив возможность их массового отъезда.
Известных людей калмыцкого происхождения в Узбекистане немного. Генерал Ока Иванович Городовиков (1879—1960), калмык по национальности, избирался в состав правительства Узбекистана. В довоенный период он являлся главнокомандующим Среднеазиатского военного округа.
В 1962 г. архитектурный факультет Ташкентского политехнического института закончил калмык Георгий Дорджин.
В Республиканском институте усовершенствования врачей долгое время работала калмычка Бета Додоновна. Многие калмыки работали шоферами, техниками, разнорабочими в Ташкентском метрострое и т.д. Примечательно, что многие из них, по рассказам сослуживцев, при возможности с гордостью подчеркивали свое калмыцкое происхождение. В середине прошлого века поэтесса М. Земская посетила лепрозорий в Каракалпакии, где познакомилась с Павлом Батмаевым, работавшим в этом учреждении бухгалтером. И опубликовала свои записи об этой встрече: “Павел Батмаев — калмык, по-русски* говорит медленно. Выражение лица опережает его речь…” Судьба его сложилась необычно: “Был я журналистом. Захотел написать статью про эту болезнь. Поехал на место — знакомиться с материалом, да так и остался”.
Р. Н. Шигабдинов, Л. И. Жукова
Литература:
- Али-хан Аман. Миграция населения Узбекистана (1989—1998). Ташкент, 2000. С. 83.
- Амитин-Шапиро 3. Л., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935.
- Гиляревскии А., Кульчицкий А. Религиозно-нравственное состояние инородцев Туркестанского края и необходимость учреждения для них православной миссии. М., 1893.
- Земская М. Время в песках. М., 1963. С. 145.
- История Ташкента. Ташкент, 1988. С. 84—85.
- Калмыки. Советская историческая энциклопедия / Гл. ред. В. М. Жуков. М., 1965. Т. 6. С. 859.
- Решетов А. М. Калмыки в Средней Азии//Краткие содержания докладов Среднеазиатско-кавказских чтений. Л.: Наука, 1983. С. 33.
Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.
https://shosh.uz/uz/narodyi-uzbekistana-kalmyiki/