Post Views:
33
Сo II в. до н.э. по IV вв. н.э. в Фергане и по всей Средней Азии отмечается экономический подъем, который был зафиксирован археологическими данными (Аскаров, Буряков, 1978, с. 10; Буряков, 1982, с. 109). Об этом свидетельствует резкое увеличение количества поселений, относящихся к этому периоду. Поселения тогда располагались не только в равнинной Фергане и по берегам крупных рек Карадарьи и Сырдарьи, но занимали и берега небольших горных речек, как показали исследования, проведенные А.Н. Бернштамом и Н.Г. Горбуновой (Бернштам, 1952, с. 217, 221; Горбунова, 1979, с. 25, 27-28). По сведениям Н.Г. Горбуновой, в первые века нашей эры общее количество поселений достигало шестисот (Горбунова, 1977, с. 108), а по Ю.А. Заднепровскому – не менее 1000 поселений (Заднепровский, 1985, с. 312). Однако эти данные тоже занижены, поскольку Фергана издревле отличалась высокой плотностью населения; освоение земель происходило постоянно.
Значительные перемены произошли и в расширении ирригационной сети, создании крупных городских центров, широком распространении сельских укрепленных поселений, замков, усадеб отдельных патриархальных семей.
В ирригационных районах поселения располагались отдельными группами – микрооазисами, концентрируясь вокруг наиболее крупных городских центров, крепостей, замков, усадеб.
Типичными были города средней площадью 7,5-12 га. Как показали археологические исследования, вокруг города располагался пригород, где имелись усадьбы, замки, кварталы ремесленников, культовые сооружения, кладбища и др.
Сельские поселения Ферганы эпохи античности исследованы слабо, поскольку они перекрыты более поздними наслоениями. Исследованные памятники отличаются друг от друга планировкой и площадью, основную массу составляют отдельно стоящие тепа, остатки замков площадью 0,01-0,05 га, выделяются крупные усадьбы. О функциональном назначении их можно судить только после археологических вскрытий. По внешним признакам, величине и планировке в предварительном порядке их можно подразделить на несколько типов.
Тип 1. Поселения двухярусные (тепа с площадкой). Площадка в плане квадратной или прямоугольной формы, высотой 2-3 м, на которой выделяется более возвышенная часть – монументальное здание, расположенное на одной стороне или в центре, или в одном из углов. Здание имело прямоугольную или квадратную форму с крутыми склонами, возвышалось над площадкой на 3-5 м. Исследованы поселения Деватепа, Тепа-4 в Кургантепинском районе, Коштепа (Яккатепа) в Избасканском районе Андижанской области.
Деватепа расположено в 5 км юго-западнее городища Султанабад, на правом берегу Шахрихансая, его площадь: 40х90 м, в северной стороне огромный холм – остатки здания величиной 25х30 м. Площадка имеет обводную стену из сырца и представляет собой остатки жилых сооружений. Монументальное здание также имело обводную стену; въезд пандусный на южной стороне.
Тепа-4 расположено в 2 км юго-западнее городища Султанабад, также на правом берегу Шахрихансая, и имеет примерно такую же величину, как и Деватепа. Оно сильно разрушено. Шурф площадью 2х6 м, заложенный в более высокой части монументального здания, выявил 4 строительных горизонта с помещениями жилого характера. В западной части памятника, на площадке, видимо, располагались подсобные помещения складского назначения, где найдено более 6 хумов.
Два крупных поселения Кулунчакские, площадью 0,5 га исследованы П.П. Гаврюшенко на берегу р. Яссы. О продолжительности существования одного из них свидетельствуют 6 выявленных горизонтов. К периоду расцвета памятника относятся II и III горизонты. Поселение было окружено оборонительными стенами. Внутри имелось более 20 помещений жилого и хозяйственного назначения (Гаврюшенко, 1970).
Поселение типа 1 представляет собой укрепленную сельскую усадьбу, вокруг которой концентрируются небольшие тепа, видимо, дома рядовых общинников.
Тип 2. Отдельно стоящий дом-массив, площадь 0,2-0,5 га, прямоугольной или округлой формы, высотой 4-10 м, верхняя часть сравнительно ровная, склоны крутые. Одна сторона более пологая, здесь, видимо, имелся пандусный въезд.
На поселении Оппокхуджадеваси, расположенном в 15 км юго-восточнее города Кургантепа, южнее Андижансая, проведены зачистки обнажившихся культурных слоев, выявлено несколько строительных горизонтов общей толщиной слоев около 6 м. Первоначальное здание возведено на выровненной поверхности земли.
Типы поселений эпохи античности
Нижние слои относятся III-I вв. до н.э. Поселение продолжало существовать и позже – в VIVII вв. н.э.
Поселение Аралтепа, расположенное в 9 км северо-западнее городища Мархамат (Мингтепа) имело обводные стены с внутристенным коридором-галереей. Видимо, этот тип представляет собой жилище патриархальной общины.
Тип 3. Отдельно стоящие дома. Этот тип самый многочисленный. Дома разной формы и величины, площадью 0,01-0,2 га, овальные, округлые диаметром 15-30 м, высотой 2,5-5 м, квадратные, прямоугольные с крутыми склонами, пологими с одной стороны, где, видимо, имелся пандусный въезд. Верхняя площадка сравнительно ровная величиной 20х35 м. Они представляют собой укрепленные усадьбы.
Тип 4. Крепости, убежища площадью в основном 0,5-2 га. Они прямоугольной, подтреугольной формы, чаще всего, с мощной системой укреплений, башнями по углам и на пролетах стен. Въезд один, с проходом в стене или пандусный, фланкирован башней с одной или обеих сторон. Валы стен высотой 2-5 м, внутреннее пространство без видимых следов застройки или это просто огороженное пространство.
Памятники расположены на окраинах земледельческих микрооазисов как мощные укрепления, сторожевые посты, охраняющие подступы со стороны гор, адыров, а также на границе с кочевой степью или в центре земледельческих микрооазисов головных ирригационных сооружений. Эти крепости использовались как убежища на случай осады. Видимо, они могли быть и каравансараями, так как располагались на магистральных торговых путях и их ответвлениях.
Подступы к городищу Мархамат (Мингтепа) и земледельческому оазису с южной стороны (со стороны гор) охранялись расположенными на адырах замками и крепостями. Одной из таких крепостей являлась Караулота, расположенная в 6 км юго-восточнее городища Мархамат, в 300 м южнее дороги Мархамат-Араван-Ош. Крепость возведена на скальной гряде, на высокой террасе, возвышающейся над дорогой на 20 м. В фортификационных целях использован рельеф местности и планировка поселения подчинена ему: крепость подтреугольной формы, на углах крепостных стен возвышаются башни, самая высокая из которых находится в северовосточном углу. Крепость возвышается над окружающей местностью более чем на 10 м. Она могла играть роль убежища в период опасности для местного населения, а также могла служить каравансараем. Крепость расположена над дорогой, по которой проходила трасса Великого шелкового пути (Абдулгазиева, 1992, с. 27).
Основным занятием населения являлось земледелие, а также животноводство и различные виды ремесел. Высоко было развито садоводство; по всей видимости, в то время культивировались такие же виды фруктовых деревьев, что и в настоящее время. В крупных усадьбах имелись специализированные помещения, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства.
Большой интерес вызывают находки семян винограда в археологических слоях. Основой выведения культурных сортов винограда могли явиться дикие виды, произраставшие в Средней Азии. Семена дикорастущего винограда, похожего на современный сорт «Изабелла», были найдены в поселении 5а, расположенном к югу от города Ферганы (Горбунова, 1985, с. 67). Археологические данные в совокупности с письменными источниками свидетельствуют о том, что в Давани (древняя Фергана) выращивали столовые и винные сорта винограда и умели хранить его в течение длительного срока. Как повествует китайский историк Сыма Цянь (155-88 гг. до н.э.): «… в Давани делают вино из винограда. Богатые хранят его до 10000 дань. Старое вино несколько десятков лет стоит без порчи» (Бичурин, 1950, с. 149, 161). Судя по археологическим данным, виноделие было широко развито. Так, в поселении Султанабад в 50 км восточнее Андижана в строительном горизонте I в. до н.э.- I в. н.э. вскрыто большое помещение, видимо, винодельня. В нем обнаружено 5 больших хумов высотой 150-160 см, вкопанных в земляной пол, который был сильно пропитан соком и насыщен семенами винограда. Помещение сохранилось не полностью, поэтому вполне можно предположить, что хумов было больше и сама винодельня сохранилась частично; в относительной целости сохранилась винодавильная площадка (Абдулгазиева, 1994; Абдулгазиева, 1995).
Винодельня III в. н.э. вскрыта в поселении 5а. По остаткам этого сооружения можно представить его устройство и процесс изготовления в нем вина. Это было довольно большое помещение, юго-западный угол которого занимала винодавильная площадка с алебастровым полом, обрамленным бортиком. Сок по каналу стекал в два чана-отстойника общей емкостью около 400 л. В помещении вдоль стен стояли еще 4 хума, в которых, видимо, хранилось вино, а также в соседнем помещении, где во время раскопок было найдено много обломков хумов (Горбунова, 1977).
Одним из распространенных видов ремесла было керамическое производство. В каждом ирригационном районе, видимо, были свои центры гончарства. Археологические исследования свидетельствуют, что имелись специализированные поселения по производству посуды на рынок. Исследованы два таких поселения, представлявшие собой торговые центры. Одно из них вышеупомянутое поселение Султанабад в окрестностях одноименного городища. Поселение существовало довольно длительное время (Абдулгазиева, 1993; Абдулгазиева, 2000). В нем вскрыто 5 строительных горизонтов, и в каждом обнаружены следы керамического производства, а в верхнем горизонте вскрыты остатки керамической мастерской, состоящей из двух больших помещений (сохранились частично). Они прямоугольной формы, сохранившаяся длина одного из них 8 м, в полу имелась яма, в которой была замешана глина с камышовым пухом, на полу найден необожженный фрагмент венчика хума. Видимо, в этом помещении производили формовку сосудов, а смежное служило подсобным; в нем найдены два небольших терочных камня и небольшая яма в полу. Примечательно, что и в соседних поселениях также занимались керамическим производством.
Другой центр керамического производства – Камолтепа (III-V вв. н.э.) расположен в 25 км западнее Андижана. Он сильно разрушен, но о его значимости можно судить по остаткам керамических печей, от которых сохранились только днища топочных камер в количестве более 50 штук и отвал бракованной керамики неподалеку от них (Абдулгазиева, 1995).
Ткачество было одним из важных занятий сельского населения. Ценные сведения о ткацком производстве, прежде всего, дают прясла, отпечатки тканей на керамических сосудах и остатки самих тканей. Прясла разной величины, из различных материалов, в основном керамические, встречаются из камня, металла. Разнообразие прясел свидетельствует о развитии ткачества. По наблюдениям Б.А. Литвинского, для разных видов сырья (хлопок, шелк, шерсть, лён) использовались прясла разного веса, что свидетельствует о специализации прядения в текстильном производстве (Литвинский, 1978, с. 41, 42). В Карабулакском могильнике (III-IV вв. н.э.) в юго-западной Фергане, обнаружены ткани шести сортов различной толщины, шелковые и шерстяные. Шерстяных тканей 5 типов и две вышивки, все они полотняного переплетения. Техника изготовления шелковых тканей различна: гладкие, камки, полихромные и вышивки (Баруздин, 1957, с. 102; Лубо-Лесниченко, 1982, с. 48-49).
Основной религией населения был, видимо, зороастризм. О храме огнепоклонников даёт представление комплекс из трех помещений, вскрытый во II строительном горизонте (конец III- начало II вв. до н.э.) поселения Султанабад. Хотя помещения сохранились не полностью, но и оставшаяся часть позволяет в общих чертах реконструировать его план, который аналогичен культовым сооружениям эпохи раннего средневековья. Центральное помещение – святилище было довольно большим (сохранившаяся длина более 4 м), с толстыми стенами (170 см). Окружено обводным коридором (сохранились частично стены с двух сторон), ориентировано по сторонам света. В центре святилища на уровне нижнего пола имелись два одинаковых соединенных прямоугольных очага без устьев, заполненные белым пеплом. По четырем сторонам вдоль стен было расположено по одному очагу (сохранилось два), их устья обращены к центру. Очаги продолговатой формы с округлым дном, неглубокие, в них имелась черная зола. После ремонта был наращен новый пол, но планировка при этом изменилась: теперь в центре имелся только один очаг, его форма аналогична предыдущим. О том, что в святилище длительное время горел огонь, свидетельствует слой копоти на стенах святилища. Изменение количества очагов, видимо, говорит о некоторых изменениях в религиозном ритуале (Абдулгазиева, 1994, с. 27-28).
Б. Абдулгазиева Институт археологии АН РУз
Литература:
Абдулгазиева Б. Археологические памятники Мархаматского района//ИМКУ,вып.26.Ташкент, 1992. Абдулгазиева Б. Эллинистическая керамика Ферганы // Античная цивилизация и варварский мир. Материалы III археологического семинара в 2-х частях. Ч. 2. Новочеркасск, 1993. Абдулгазиева Б. Стратиграфические исследования памятников шурабашатской культуры // Фергана в древности и раннем средневековье. Самарканд, 1994. Абдулгазиева Б. Керамика поселения гончаров Камолтепа // ОНУ, 1995, № 5-8. Абдулгазиева Б. Исследования поселения Султанабад // Средняя Азия. Археология. История. Культура. Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию научной деятельности Г.В. Шишкиной. М., 2000. Аскаров А.А., Буряков Ю.Ф. Некоторые итоги и перспективы развития археологии в Узбекистане // СА, 1978, № 2. Баруздин Ю.Д. Карабулакский могильник // КСИЭ, вып. ХХVI. М., 1957. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА, № 26. М., 1952. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М.-Л., 1950. Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. Ташкент, 1982. Гаврюшенко П.П. Кулунчакское укрепленное поселение (к истории Восточной Ферганы второй половины I тыс. до н.э.). Автореферат диссертации канд.ист.наук. Ташкент, 1970. Горбунова Н.Г. Поселения Ферганы первых веков нашей эры // СА, № 3. М., 1977. Горбунова Н.Г. Итоги исследования археологических памятников Ферганской области//СА,№3,М.79 Горбунова Н.Г. Памятники керкидонской группы в южной Фергане // АСГЭ, вып. 26. М., 1985. Заднепровский Ю.А. Фергана. Средняя Азия в античную эпоху. В кн.: Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии // Археология СССР. М., 1985. Литвинский Б.А. Орудия труда и утварь из могильников Западной Ферганы. М., 1978. Лубо-Лесниченко Е.И. Тканые узоры // По следам памятников истории и культуры Кыргызстана. Фрунзе, 1982.
МАТЕРИАЛЫ ПО АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ УЗБЕКИСТАНА
Институт археологии Академии наук Республики Узбекистан Самарканд 2005
https://shosh.uz/uz/nauchnyie-stati-k-issledovaniyu-selskih-poseleniy-ferganyi-epohi-antichnosti-2/