Post Views:
90
В 1881 г. Москву и Петербург посетил сын Бухарского эмира, который присутствовал при коронации императора Александра III (1881-1894). В мае этого же года мусульманская община обратилась к правительству с просьбой о разрешении постройки мечети в Петербурге, но вопрос этот тогда решен не был.
Вопрос о постройке Соборной Мечети снова был поднят лишь в 1904 г. при встрече русского императора Николая II с тем же высоким посланцем из Бухары, который приехал в Петербург уже в качестве эмира.
Вопрос был тогда же в принципе решен: мусульманам разрешалось приобрести участок земли для строительства мечети. Тогда же Бухарский эмир пожертвовал 312 тысяч рублей для покупки земли на Петербургской стороне.
Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.
На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева. Соавторами Васильева стали гражданский инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными проблемами, и архитектор А.И. фон Гоген.
Церемония официальной закладки Соборной Мечети была приурочена к 25-летнему юбилею правления Сеид Абдул-Ахад-хана-Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург и состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в еще строившейся Мечети в присутствии почетных гостей (в том числе и Сеид Мир-Алима-эмира Бухарского), было совершено первое торжественное богослужение, приуроченное к празднованию 300-летия царской династии Романовых.
После этого строительство было продолжено и к концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены, но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции.
Начало Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ. В сентябре 1915 года Соборная Мечеть была открыта для платного осмотра, таким образом собирались деньги необходимые для достройки храма.
В 1920 году с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв. м ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.
В архитектурном решении здания, по естественному требованию заказчиков-мусульманской общины, использовались мусульманские мотивы.
Основной объем сооружения ориентирован алтарем на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур–Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик Мечети формируют два минарета высотой 48 метров. Главный вход, находящийся со стороны Каменноостровского проспекта, оформлен как глубокая ниша с аркой стрельчатых очертаний. Ниша входного портала воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи–Зинды.
Купол, входной портал, а так же завершения минаретов в ходе строительства были облицованы цветными изразцами со сложными геометрическими узорами, создающими многоцветный ковер из Средней Азии.
Изразцовое убранство, в том числе изречения из Корана, было создано под руководством художника П.К.Ваулина. Стены Мечети облицованы гранитом, что придает зданию суровый облик, характерный для произведений северного модерна. С каменным массивом стен эффектно контрастирует не только живописно украшенный портал, но и восточный орнамент решеток на окнах. В традициях мусульманского зодчества выполнено и убранство интерьеров.
В 1924 г. была конфискована часть имущества Мечети. Были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В июне 1940 года богослужения были прекращены, здание передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Многочисленные обращения верующих ленинградской мусульманской общины в послевоенные годы, которая к началу 1950-х годах насчитывала 15 000 человек, ходатайства президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание Мечети было передано Религиозному Обществу Мусульман.
18 января 1956 года богослужения в Мечети были возобновлены. В 1968 году здание Соборной Мечети Решением исполкома Ленгорсовета было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры.
С 1956 года и по настоящее время Соборная Мечеть используется мусульманской общиной Санкт-Петербурга как религиозно-образовательный центр. Внутреннее устройство Мечети сегодня прежнее-на первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы (медресе), где преподаются уроки арабского и татарского языков, а так же основы ислама.
Однако само здание до наших дней дошло с рядом утрат и перестроек. В 1950-е годы были утрачены фрагменты майоликового орнамента в нижних частях северного и восточного порталов.
В конце XX века выявилась необходимость полной замены прежнего изразцового убранства. Сложные реставрационные работы, начатые в конце 1980-х годов, растянулись на полтора десятилетия. Сегодня датой строительства Соборной Мечети в Санкт-Петербурге принято считать 1910–1913 (1914) годы, но в результате последних исследований эта датировка существенно изменена на 1909-1921 годы. Новая дата охватывает события от церемониала закладки здания в 1910 году до начала богослужений в 1920 году. Эти же даты отмечены и на портале здания.
Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге до открытия Махачкалинской Джума-мечети была самой большой в России, по разным данным она вмещает от трех до пяти тысяч человек
Паршина Е.А., 2009 г.
Литература:
- Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия.,СПб.,2004
- Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
- Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. Лениздат.,СПб., 2007
https://shosh.uz/uz/sobornaya-mechet-sankt-peterburga-i-emir-buharskogo-emirata-2/