Краткий этнодемографический очерк Ташкента конца ХIХ – начала XX века


Post Views:
125

В истории Ташкента XIX век – это век серьезных перемен и событий, кардинально изменивших не только облик города, но и жизнь его обитателей.

Весной 1865 г. Ташкент был завоеван войсками царской России под командованием генерала Черняева. После штурма и взятия города 16 июня 1865 г. у царского правительства России появился проект воссоздания Ташкентского ханства под Российским протекторатом, однако вскоре от этого отказались – город вошел в состав империи, а затем стал административным центром созданного в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства.

Вот что пишет о Ташкенте побывавший здесь в 1866 г. писатель В.П. Кузнецов: «Первое, что поражает приезжего в Ташкенте, – это обширность территории (около 20 верст длины и 10 ширины) и отсутствие полиции в том значении, как мы ее понимаем. При въезде в ворота вы увидите несколько спешивших военных казаков, преспокойно спящих подле ворот и затем никакой более стражи. Город охраняется и управляется сам собой, посредством выборных лиц, называемых аксакалами. В Ташкенте встретил много татар. Ташкентцы считают татар русскими, но не кафирами, а мусульманами.

Оживленнее всех караван-сараев был троицкий. Там поместилось много купцов из Бухары и других городов в расчете, что русские если бы стали разорять город, то татар как своих людей не тронули бы. Много татар живет постоянно в Ташкенте, многие приехали по доброй воле, иные скрылись, имея счеты с правосудием и рекрутской повинностью, много и русских такого же рода скрылось под именами Ахметов, Оскаров, Ибрагимов и др….»[1]

Сразу после взятия Ташкента к востоку от него рядом со старым городом был заложен европейский город. Строительство началось с сооружения крепости по типу европейских и первой улицы, соединявшей кокандскую Урду, где разместился российский гарнизон, с этой новой крепостью. Город планировалось разместить на обширной территории между каналами Анхор и Чаули. На левом берегу Анхора между Урдой и крепостью вскоре был выстроен дворец губернатора – «Белый дом» с площадью-плацем для военных парадов перед ним.

В 1879г. инженером Макаровым был составлен первый генеральный план строительства нового Ташкента[2].

Европейские кварталы быстро росли и к 1909 г. в новом уже городе насчитывалось 3000 домов[3]. Ташкент быстро становился огромным городом, не столько по населению, сколько по территории, почти сравнявшейся с московской.

В октябре 1883 г. Городской думой было издано обязательное постановление для домовладельцев русской части города об устройстве тротуаров и мостиков через арыки по 49 улицам и переулкам. До этого времени тротуаров в Ташкенте не было, обыватель в зимнее время ходил по колено в грязи.

После того, как Ташкент стал административной столицей Туркестанского генерал-губернаторства, сюда хлынул огромный поток различного люда. Точные данные о численности населения и национальном составе дала первая Всероссийская перепись населения (1897 г.). По ее данным, в городе проживало 155673 человека[4].

Однако еще в 1868 г. через год после образования Туркестанского генерал-губернаторства была попытка определить численность населения в азиатском и русском Ташкенте. Эти сведения опубликовали во II выпуске Туркестанского «Ежегодника» и были довольно приблизительные. Приведем эти данные в таблицах 1 и 2.

Как установлено, приблизительное число жителей на тот период в Ташкенте составляло около 77 тыс. в старом городе и чуть более 2 тыс. в русском городе. По национальному составу Ташкент был очень пестрым, кроме регулярно прибывавших сюда русских, было много немцев, татар и евреев.

В Ташкент немцы стали приезжать с начала захвата царской Россией Туркестанского края в качестве солдат и офицеров, часть их приехала вместе с первым генерал-губернатором К.П. Кауфманом. Лица немецкой национальности занимали довольно высокие посты в командном составе, в администрации управления, торговле, культуре, образовании и медицине. Например, к 1884 г. в Ташкентской лютеранской общине 73 ее члена были генералами, штабными офицерами, полковниками и высокопоставленными чиновниками[5]. В Ташкенте компактное заселение немецкой общины шло по мере строительства русской части города по улицам Наманганской и бывшей Гоголя. Позже стали приезжать в Туркестан и немецкие крестьяне, которые селились в основном за пределами города.

Туркестанский сборник. Т. 28. С. 8, 9, 12

Самая большая татарская община сложилась еще в начале XIX в. в окрестностях Ташкента, в местечке Ногай-курган (на территории нынешнего Сергели). Значительное количество татар пришло в Туркестан также вместе с царскими войсками в качестве солдат и офицеров. Свободные от службы татары работали, главным образом, переводчиками и маркитантами. В 80-е годы XIX века в Ташкенте прочно обосновались уже более 100 известных татар. Татарская община играла важную роль в коммерции. В городах они относились к той части населения, которая наиболее расположена к принятию европейского образа жизни, но одновременно занимали ведущие позиции в политической и религиозной мусульманской жизни.

Царская Россия во второй половине XIX в. изменила свою политику по отношению к татарам как в области экономической, так и в культурно-политической. В 1886 г. вышло новое Положение об управлении Туркестанским краем, статья 262 запрещала татарам, как инородцам, приобретать в Туркестане землю и вообще недвижимость. Это было связано с тем, что татарский капитал настолько прочно основался в Туркестане, что русский капитал не мог конкурировать с ним. И все же, несмотря на все запреты, купцы-татары покупали дома и земли на имя подставных лиц, заводили крупные предприятия. В ходе торговой деятельности некоторые татарские купцы пропагандировали среди коренного населения панисламские идеи.

Среди купцов и торговцев было много также бухарских евреев. До появления русских главным занятием ташкентских евреев было изготовление и продажа шелка, что не приносило больших прибылей. К тому же они подвергались разного рода дискриминации (среди прочего у них не было права владеть недвижимостью). Русская администрация уравняла их в правах с другими народами, а коммерция их обогатила.

Одним из признаков успешности еврейской общины являлась ее численность: в середине XIX в. община насчитывала всего около сотни человек, затем стала расти за счет евреев, приехавших из Бухары, Афганистана и Персии, и в 1910 г. уже объединяла несколько тысяч чел[6]. Среди них появились очень богатые и известные торговые семьи, например Юсуф Давыдов, который прослыл крупнейшим торговцем хлопка во всем крае.

И все–таки Ташкент считался главным русским городом в Азии. За полстолетия колонизации численность населения выросла более чем втрое: перед первой мировой войной в городе жили около 250 000 человек. Иммигранты из Европы, в основном, русские, а также украинцы и поляки составляли сообщество численностью около 70 000 человек. Большая их часть прибыла благодаря открытию двух железнодорожных линий, связавших Ташкент с Россией2. Пришлое европейское население из метрополии, в том числе крестьяне и рабочие, занимали более привилегированное положение по сравнению с местными жителями и другими народами.

Как отмечалось, Ташкент был разделен на две части- старый, где проживало в основном местное мусульманское население, и новый город с европейским населением.

Обитатели двух частей колониального Ташкента были различны во всем, начиная с языка и кончая культурой, тем не менее, между ними, пусть и не повсеместно, но постепенно выстраивались и крепли отношения, как в административной части, так и в экономической. Сообщение между двумя частями общества происходило почти исключительно посредством тех людей, которые были приближены к русской администрации и знали русский язык: это коммерсанты, интеллектуалы и чиновники. Образованная часть мусульманского мира разделялась в своем отношении к русским и вообще к европейской культуре: были те, кто видел здесь удачную возможность обновления для мусульманской культуры, но большинство, напротив, опасалось вредоносного влияния русских на основные ценности мусульманского общества.

Русская военная администрация находила среди местного населения влиятельных людей, которых она задействовала в местном управлении. Это становилось второй точкой пересечения двух сообществ, не менее важной, чем коммерческие контакты.

Среди мусульман было много именитых граждан, которые выполняли посреднические функции, перекидывая мост между двумя частями города. Русская администрация поощряла это, и повышала престиж новой знати официальными знаками признательности, приглашала их на различные публичные мероприятия и частные празднества, раздавала медали и поощряла устно.

Однако подводя итог, нужно отметить, что любой колониальный режим, естественно преследует в первую очередь интересы метрополии.

Цели, преследуемые в Туркестане Российской империей, были достаточно ясны. «Если не считать мотивов политического характера, – отмечалось в отчете ревизии сенатора графа К.Палена, – имевших значение при завоевании Туркестана – этот край…… представлял для русского правительства двоякий интерес: 1) с точки зрения финансовой политики как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и 2) с точки зрения колонизационной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний»[7]. Ташкент не был исключением. Царское правительство всячески поощряло переселение европейцев в город, единственным отличием от других городов и районов Туркестанского генерал-губернаторства было то, что состав прибывавшего сюда населения по социальному происхождению и положению в обществе был на порядок выше.

Т.И. Дорошенко

XIX аср охири – XX аср бошларида Тошкентнинг қисқа этнодемографик ҳолати

Мақола мустамлакачилик давридаги Тошкент тарихига бағишланиб, унда шаҳарнинг ташқи қиёфаси, миллий таркибий ўзгариши, аҳоли сонининг кўпайиш жараёни таҳлил қилинган. Шунингдек, шаҳар аҳолисининг европалик ва мусулмон қисмлари ўртасидаги муносабатлар баён этилган.

Т. I. Doroshenko

Short Ethno-Demographic Essays on Tashkent

This article in devoted to the colonial period of Tashkent. Such problem as changes of the city, national staff, the process of increasing of population are analyzed in it. The relation between Europeans and Muslims of the city are the also touched upon the article.

[1] Кузнецов В.П. Некоторые заметки о Ташкенте // Туркестанский сборник. Ташкент, 1866. Т. 28. С. 53

[2] Мукминова Р.Г., Филанович М.И. Ташкент на перекрестке истории. Ташкент, 2001. С. 97

[3] Добромыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Ташкент, 1912. С. 73

[4] Там же. С. 42. Первая Всероссийская перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 86. С. 56

[5] Иноятова Д.М. Из истории Ташкентской лютеранской общины (XIX-XX вв.) // Республика илмий-амалий анжуман материаллари. Тошкент, 2008

[6] Марко Бутинно. Революция наоборот. М., Звенья, 2007. С. 37. 2 Там же. С.21

[7] Приложение к отчету по ревизии Туркестанского края. Материалы к характеристике народного хозяйства в Туркестане. Ч. 1. Од. 1. СПб., 1911. С. 111

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x